Главная » Вооружение » Артиллерия

Вертолёт МИ-24 - класификация НАТО: HIND


Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году. Первый полет опытного образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В и Ми-24П (1980 год).

Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год. Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю. Несущая система Ми-24 создана на базе вертолета Ми-8, но имеет множество особенностей конструкции: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава. На вертолете установлено полностью убирающееся в полете трехстоечное шасси, двигатели оборудованы системой для уменьшения инфракрасного излучения, на воздухозаборники установлены пылезащитные устройства. В грузовой кабине могут разместиться до восьми десантников. Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг. Ми-24 широко экспортировался и продолжает поставляться во многие страны. К 1991г. было построено более 2300 машин. Рекорды Международной федерации авиации (FAI), установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета Ми-24, дают некоторое представление о его возможностях; так, например, 2 сентября 1978 г. вертолет достиг скорости 368,4 км/час.



В состав оборудования входят - оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении, ИК система создания помех "Липа", система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система "Гребень-1". В состав приборного оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию "Карат", самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.



На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.



На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке. На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР "Штурм-В" или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или 20*57) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами, до 1500 кг бомб. Вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной системой, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, системой инфракрасных помех "Липа" и системой опознавания госпринадлежности. На вертолете установлено пилотажно-навигационное оборудование, состоящее из системы автоматического управления САУ-24-1 с автопилотом ВУ-АП-1 для автоматической стабилизации машины по курсу, крену и тангажу, высоте и скорости. Также имеются автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, курсовая система "Гребень-1", УКВ-радиостанция Р-863, самолетное переговорное устройство СПУ-8, речевой информатор РИ-65 и бортовой регистратор полетных данных САРПП-12. На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978 годах был установлен ряд мировых рекордов. В вооруженных силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52.

Вертолёт МИ-24


Модификации вертолета:


Ми-24
- кабина "верандой", вооружение: в носу - подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса "Фаланга-М" (внешне - это такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.

Ми-24А - практически то же самое (немного удлиннена кабина), только в серии. Построено около 250 машин. Часть выпущена в учебном варианте Ми-24У. От боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Б - аналог Ми-24А, кроме вооружения - в носу стояла подвижная пулеметная установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.

Ми-24В - раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый комплекс "Штурм-В". Однако из-за неготовности комплекса, под который изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом "Фаланга-М" под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350 таких машин). Часть машин выпущена в варианте Ми-24ДУ, с кабиной инструктора вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д поставлялся под обозначением Ми-25. Собственно Ми-24В (в том варианте, в котором он был задуман т.е. с комплексом "Штурм-В": до 8 ракет в длинных цилиндрических контейнерах) пошел в серию c 1976 года (построено около 1000 машин, на экспорт шел под обозначением Ми-35).

Ми-24РХР - вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической / бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в носовых обтекателях.

Ми-24П - аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620 машин.

Ми-24ВП - то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.

Ми-24БМТ - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.

Ми-24Р - разведчик химической и радиационной обстановки на базе Ми-24В. Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых пилонах и дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.

Ми-24К - разведывательно-корректировочный вертолет для сухопутных войск (также на базе Ми-24В). Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и Ми-24К.

А-10 - специально обегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных полетов (1975 год). В единственном экземпляре.

Ми-24ПС - милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два варианта. Один - на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.

Ми-24ВМ - проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым РЭО, комплексом вооружения "Атака-В" + возможностью подвески ракет класса "воздух-воздух" комплекса "Игла-В", рулевым винтом по типу Ми-28 и рядом доработок по планеру.

Ми-24Л - вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах которого расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на вертолетах позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего правого размещения).

Ми-25 - экспортный вариант вертолета Ми-24Д.

Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.

Ми-35П - экспортный вариант Ми-24Д.

Вертолёт МИ-24

От редакции


Вертолет Ми-24, ставший первым в отечественной авиации винтокрылым штурмовиком, получил в вoисках прозвище «Крокодил». В ходе афганской войны и многих региональных конфликтов, полыхавших на территории распавшегося СССР, этот летательный аппарат стяжал заслуженную славу надежного воздушного бойца и стал этапной машиной в авиационной истории страны.

Высокая мобильность вертолетов, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли к ним внимание военных еще в начале 1950-х годов. Однако лишь десятилетием позже накопленный полигонный опыт позволил применять с них средства поражения.

В 1968 году десантно-транспортный Ми-4А был оснащен комплексом вооружения К-4В, включавшим ПТУР «Фаланга» неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 57 мм, бомбардировочное вооружение и подвижную крупнокалиберную пулеметную установку НУВ-1. После всесторонних испытаний в ГК НИИ ВВС строевыe части получили около 150 машин.

В структуру сухопутных войск (СВ) они в то время не вписывались, поэтому сначала их приняла военно-транспортная авиация (ВТА). И для ВТА такой вертолет оказался «инородным телом», поэтому его передали в состав фронтовой, поскольку она осуществляла поддержку СВ. Позднее в СССР появилась армейская авиация, структура и задачи которой будут полностью соответствовать концепции боевого применения вооруженных вертолетов. На рубеже 1970-х годов в СССР отсутствовал единый подход к формированию облика боевой винтокрылой машины Многие специалисты счита ли, что вертолет должен воплощать черты исключительно штурмовика, их оппоненты ратовали за универсальную машину, включающую вооружение и обладающую возможностью перевозить отделение десантников. Примечательно, что сторонником второго подхода был тогдашний министр обороны маршал А.А. Гречко.

Вертолёт МИ-24

В 1968 году главнокомандующие СВ и ВВС утвердили тактико-техничеcкие требования к новому боевому вертолету, и было принято решение создавать его на конкурсной основе фирмами М.Л.Миля (МВЗ) и Н.И.Камова (УВЗ). Командование ВВС и руководство МАП отдали предпочтение аппарату Московского вертолетного завода, получившему кодовое обозначение Ми-24. Немалую роль в этом выборе сыграла его унификация с хорошо отработанным в серии Ми-8, от которого «новичок» заимствовал лопасти несущего винта, автомат перекоса, трансмиссию, главный редуктор и рулевой винт.

Тактико-технические требования на разработку и постройку Ми-24 оказались настолько высокими, что реализовать их сразу промышленность оказалась не в состоянии. Вследствие этого на самом высоком уровне было принято решение о поэтапном наращивании летно-технических характеристик.

Для развертывания серийного производства и освоения нового вертолета в строевых частях на первом этапе предполагалась постройка Ми-24А, оснащенного комплексом вооружения, аналогичным К-4В. Через два года на смену должен был прийти Ми-24Д с новым полуавтоматическим комплексом управляемого противотанкового оружия и скорострельным четырехствольным пулеметом. Еще через полтора – два года планировалось появление Ми-24В, полностью отвечающего требованиям Министерства обороны. Для его вооружения создавались сверхзвуковые ПТУР и другие средства поражения.

Основная тяжесть работ по созданию Ми-24 легла на плечи заместителя главного конструктора В.А.Кузнецова, прекрасного конструктора, имевшего опыт проектирования и строительства автожиров ЦАГИ. Благодаря его способности воплотить в металле научные идеи М.Л.Миля появились такие без преувеличения выдающиеся вертолеты, как Ми-1, Ми-4 и Ми-8. Помощниками Кузнецова были ведущие конструкторы А.Х.Серман и В.М.Ольшавец, за комплекс вооружения отвечал заместитель главного конструктора Е.В.Яблонский.

Концепция применения вертолетов в интересах СВ продолжала совершенствоваться. Отметим, что в 1980-е годы в составе ВВС появилась армейская авиация. Ее основу составляли боевые, вооруженные десантно-транспортные и транспортные вертолеты. В начале 90-х годов эти вертолеты были переданы в авиацию СВ, ставшую новым родом войск.

На роль транспортного аппарата в указанной триаде несомненно претендовал серийно выпускавшийся Ми-6, а вооруженного – Ми-8Т с турбовальными двигателями ТВ2-117. Чтобы Ми-8Т стал «вооруженным», на нем достаточно было разместить комплекс К-4В, но без ПТУР. Позднее Ми-8Т заменили на модернизированный вертолет Ми-8МТ.

Заслуга генерального конструктора МВЗ М.Л.Миля в создании первого армейского боевого вертолета Ми-24 бесспорна. Всей силой своего таланта и авторитета он способствовал быстрому появлению такой машины. Однако Милю не суждено было увидеть воплощение своих идей и замыслов. После смерти Михаила Леонтьевича в 1970 году МВЗ возглавил М.Н.Тищенко, успешно завершивший работы по созданию семейства боевых Ми-24.

Особая роль в претворении в жизнь идеи создания боевого вертолета принадлежит главнокомандующему ВВС Главному маршалу авиации П.С. Кутахову. Под его непосредственным руководством получили путевку в жизнь все модификации Ми-24 и вооруженные Ми-8, а также тяжелый транспортный Ми-26, пришедший на замену ветерану Ми-6.

Главком ВВС лично возглавил группу военных экспертов по обследованию испытательной базы боевых вертолетов и приведению ее в состояние, соответствующее требованиям времени. Он прекрасно знал боевые и летные характеристики Ми-24, считал его своим детищем и иногда сам докладывал о нем на показах авиационной техники руководству Минобороны и страны.

Существовала определенная последовательность работ по созданию летательного аппарата, включающая, в частности, разработку аванпроекта, эскизного проекта, изготовление натурного макета аппарата и подготовку плана мероприятий по устранению выявленных макетной комиссией недостатков, постройку опытных экземпляров и их испытания. Руководство МВЗ (М.Л.Миль в то время был тяжело болен) при создании Ми-24А пошло на опрометчивый шаг: опытный образец вертолета, с согласия высоких инстанций, был построен на основе аванпроекта и эскизного проекта, получивших отрицательное заключение институтов Минобороны.

Вместо макета летательного аппарата Государственной макетной комиссии был предъявлен готовый опытный вертолет, первый полет которого состоялся 15 сентября 1969 года. Высокая комиссия, собравшаяся на свое первое заседание, была шокирована преподнесенным ей сюрпризом. Попытка таким образом обогнать США по срокам в создании боевого вертолета и ускорить начало его серийного производства едва не обернулась полным крахом. Специалисты Министерства обороны выявили большое количество недостатков, высказали ряд замечаний и предложений. Их общее число поражало воображение даже опытных испытателей ГК НИИ ВВС. Имелись и существенные недостатки, устранить которые на построенном вертолете не представлялось возможным. Словом, по результатам рассмотрения «макета» назревало отрицательное заключение.

Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС, летчики Центра боевого применения и боевой подготовки ВВС пришли к единому мнению о том, что компоновка рабочих мест экипажа и фонаря кабины Ми-24А не обеспечивают требуемый обзор воздушного пространства в боевой обстановке. Авторитетность данного вывода подтверждалась фронтовым опытом полковников Ф.Ф.Прокопенко и В.С.Елисеева, каждый из которых имел на своем счету более десятка лично сбитых в годы Великой Отечественной войны немецких самолетов.

Специалисты Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) отметили низкий уровень эксплуатационной технологичности вертолета. Неудовлетворительные подходы к блокам оборудования, агрегатам и узлам значительно затрудняли их техническое обслуживание. Продолжительность оперативных видов подготовок оказалась неприемлемой для боевой машины.

Драматичность сложившейся ситуации усугублялась тем, что уже в начале 1970-го, без проведения государственных испытаний, Ми-24А был запущен в серийное производство на Арсеньевском механическом заводе «Прогресс». Руководство ВВС и МАП приложило немало усилий, чтобы Госкомиссия, отметив выявленные недостатки, пошла на компромиссный вариант заключения. Устранение недостатков, требующих значительных конструктивных изменений, переносилось на последующие модификации вертолета.

В последний день работы макетной комиссии состоялся запланированный показ Ми-24 в полете на площадке опытного завода в подмосковном поселке Панки. Пилотировал вертолет летчик-испытатель ОКБ М.Материальный, который к этому моменту уже освоил ряд сложных фигур пилотажа на предельно малых высотах. Пилот, естественно, стремился продемонстрировать высокие маневренные качества Ми-24. Перед сборочным цехом на вертолете Ми-24 был выполнен ранверсман, при этом на высоте 50 – 60 м в верхней точке фигуры пилотажа аппарат имел угол тангажа на пикирование около 70 град.

На выводе из пикирования вертолет Ми-24 столкнулся с душевой соседней с МВЗ текстильной фабрики.

Модификация Ми-24, вертолет Ми-35, широко экспортировался за рубеж. Он испытан в многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск.

Выпуск Ми-24 прекращен, но он еще надолго останется в строю.
  

ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24

ТТХ Ми-24

Экипаж, чел 3
Скорость, км/ч Максимальная – 330 Крейсерская – 217/270
Потолок, м Статистический – 1500 Динамический – 5000
Дальность, км Перегоночная – 1000 Действия – 160-290
Масса, кг максимальная взлетная – 11500 Нормальная взлетная – 8200 пустого вертолета – 8500
Максимальная боевая нагрузка, кг 2500
Число перевозимых людей, чел – десантников 8
Число перевозимых людей, чел – раненых 4
Габариты вертолета, м Диаметр несущего винта – 17,1 длина – 18,8 высота – 4,173
Двигатели, тип ТВД ТВ3-117 – 2 по 2200 л.с.
Вооружение 1 х 12,7-мм пулемет или 1 х 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 или 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30. Боевая нагрузка – до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НАР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НАР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион. или 12 ПТУР Штурм-В или УР «воздух-воздух» Р-60, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НАР С-5 или 240-мм НАР, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые. Возможно установка поставщика мин ПФМ-1.




Категория: Артиллерия | Добавил: War (05.05.2012) |
Просмотров: 10911 | Теги: Вертолеты, Россия | Рейтинг: 1.0/10


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Вертолёт МИ-24 - класификация НАТО: HIND здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.