Главная » Новости и события » Мнение

Есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо?
С-300

Гениальные конструкторы семейства зенитных комплексов С-300 опередили время на четверть века – до сих пор «трехсотый» страж небес является самой совершенной зенитно-ракетной системой в мире, перед которой склоняет голову вся боевая авиация НАТО.

Цитата
Надеюсь, этого не произойдет. Однако, если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить.
- министр обороны Израиля Моше Яалон

Время подтвердило правоту заложенных в С-300 технических решений: конструкция комплекса оказалась идеальна, с точки зрения реальных боевых условий. Наши ученые первыми догадались разместить ракеты в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) – герметичных «консервных банках», в которых боеприпас (зенитная ракета + стартовый газогенератор) может храниться десятилетиями, готовый к запуску в любую минуту. «Ключ на старт» - и ракета покидает ТПК, уносясь ввысь, навстречу своей неминуемой гибели; через минуту она станет вспышкой ослепительного света, исчезнув с экранов РЛС вместе с самолетом противника.

Вторая гениальная «фишка» от создателей С-300 – вертикальный старт: зенитная ракета самостоятельно разворачивается в воздухе и ложится на боевой курс. Подобная схема позволяет размещать пусковую установку на любом подходящем «пятачке» в складках ландшафта, между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, защищенных от воздействия ударных волн и средств поражения противника. В отличие от С-300, американской зенитно-ракетной системе «Пэтриот» приходится терять драгоценное время, разворачивая тяжелую пусковую установку в направлении цели. По причине наклонного запуска, «Пэтриоту» необходим простор и открытые пространства – пусковой установке мешают близкорасположенные дома, холмы и деревья.

С-300

Создатели С-300 изначально работали на перспективу, учитывая прогресс в средствах противодействия системам ПВО. Не секрет, что сигналы РЛС излучаются с боковыми ответвлениями – «лепестками». В современной радиоэлектронной борьбе противник всегда старается уловить «боковые лепестки» основного радиолуча, тем самым, распознав частоту и режим работы радара. Получив эту информацию, уже ничего не стоит «забить» радиолокатор помехами в нужном диапазоне волн.

Создатели С-300 предусмотрели эту угрозу – «боковые лепестки» луча С-300 сведены к минимуму, что предельно усложняет работы по обнаружению и классификации РЛС «трехсотой» зенитно-ракетной системы. Кроме того, в С-300 были заложены серьезные возможности по адаптации к помеховой обстановке и подавлению «допплеровского шума». В работе С-300 применяются помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, имеются режимы «коллективной» работы, при которых данные, полученные с разных РЛС, стекаются на единый командный пункт зенитного ракетного дивизиона. Как бы не пытался неприятель глушить средства обнаружения ПВО, зенитчики в любом случае получат четкое представление о воздушной обстановке, обобщая обрывочные сведения с нескольких радаров.

Возможна работа в режиме триангуляции – одновременного подсвечивания цели двумя радарами; зная точное расстояние (базу) между РЛС и углы/азимуты, под которыми они наблюдают цель, можно построить треугольник, в основании которого - база, в вершине - засеченная цель. Через мгновение компьютер точно определит координаты цели. Очень древний и надежный способ, которым можно вычислить, например, местонахождение постановщика помех.

Что касается средств поражения С-300 – тема избитая и очевидная. Встреча с ракетой, рассекающей небо на шести скоростях звука, - гарантированный конец для любого аэродинамического объекта, созданного руками человека. Наконец, семейство зенитно-ракетных систем С-300 – это целый комплекс средств обнаружения, мобильных пусковых установок на колесных и гусеничных шасси (не считая корабельных С-300Ф), кунгов со вспомогательным оборудованием и модулей обеспечения боевого дежурства.

На выбор – два десятка образцов ракетных боеприпасов средней, большой и сверхбольшой дальности; с обычными и «специальными» боевыми частями, с активными и полуактивными головками самонаведения.


Недостатки? Они есть у любой системы. Перечень недостатков С-300 обычно заключается в двух факторах:

Первый – громоздкость комплекса. Имеются нареканиями к его элементной базе. Как гласит старая шутка: наши микросхемы – самые большие микросхемы в мире!

Второй недостаток никак не связан с конструкцией ЗРК – это общая проблема всех современных зенитно-ракетных систем, связанная с фундаментальными законами природы. Радиоволны распространяются строго прямолинейно, и это вызывает проблемы с обнаружением низколетящих объектов. Например, грозные заявления об уничтожении целей на дистанции 400 км для ЗРК С-400 «Триумф» касаются только целей в верхних слоях стратосферы. В то же время, любой «кукурузник», летя над самыми верхушками деревьев, может безопасно подкрасться к позициям С-400 на дальность пары десятков километров, оставаясь при этом невидимым и абсолютно неуязвимым для зенитно-ракетного комплекса (суперрефракцию и др. редкие атмосферные явления, увеличивающие дальность обнаружения РЛС, рассматривать не станем).

проблема всех современных зенитно-ракетных систем

Проблема радиогоризонта имеет два решения:

Первое - выдача целеуказания с помощью внешних средств обнаружения (самолетов ДРЛО, космических аппаратов) с последующей стрельбой зенитными ракетами на активном самонаведении. Увы, ни один из современных ЗРК не имеет таких фантастических режимов работы.

Второе решение – увеличение высоты подвеса антенны. Для расширения «зоны видимости» радиолокатора С-300 создана универсальная передвижная вышка высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537, а также 39-метровая двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на огромную высоту, можно смонтировать на необорудованной позиции в течение двух часов.

Боевые возможности комплекса исключительно велики – неслучайно наши «западные партнеры» так бесятся при упоминании об С-300. Тем не менее, наивно полагать, что НАТОвцы сидели все это время «сложа руки». Есть проблема – должно быть решение. Американский ВПК остервенело искал выход из сложившейся ситуации, и предложил ряд весьма значимых и эффективных средств.

Предлагаю читателям познакомиться с набором ВВС НАТО для преодоления мощных эшелонированных систем ПВО и сделать прогноз: есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо?

Серый кардинал

RC-135W «Ривит Джоинт»

Об этом самолете не принято говорить вслух. Пусть «Дискавери» и «Ударная сила» обсуждают очередной «истребитель пятого поколения», но существование RC-135W «Ривит Джоинт» должно быть скрыто от глаз широкой общественности. Это тайна ВВС США, американская козырная карта, без которой было бы невозможно ведение современных войн.

Итак, знакомьтесь: Боинг RC-135W «Ривит Джоинт» - самолет системы SIGINT (signal intelligence – радиотехническая разведка), ключевой фактор при преодолении вражеской ПВО. Барражируя в воздушном пространстве Турции, Ирака и Израиля, RC-135W тщательно «ощупывают» своими боковыми антеннами сирийскую территорию, выявляя источники радиосигналов и их принадлежность различным системам. Именно длинноносый неказистый самолет «Ривит Джоинт» нарисует радиотехническую карту вражеской системы ПВО, отыщет в ней слабые места и уязвимости – коридоры, сквозь которые пойдут группы подавления средств ПВО.

Пеленг… радиолокатор международного аэропорта Дамаска…азимут 03, неизвестный источник излучения, запускаем программу поиска соответствия…оу шит! это tin shield* российского комплекса С-300!!!

tin shield – общее обозначение РЛС для обнаружения целей на малых и предельно малых высотах, принятое в странах НАТО

Боинг RC-135W «Ривит Джоинт»

RC-135 построен на базе воздушного заправщика KC-135, который, в свою очередь, создан на базе пассажирского авиалайнера Боинг-707. Семейству разведчиков RC-135 уже более полувека, в настоящее время используется модификация RC-135W «Ривит Джоинт» - всего 22 самолета в составе ВВС США + три разведчика ВВС Великобритании.

Также для радиотехнической разведки и выявления позиций вражеских ЗРК могут быть задействованы флотские самолеты EP-3C «Овен» (модификация знаменитого «Ориона») и ряд специальных машин с индексами «U», «R» и «E». В сочетании со спутниками космической разведки, командование НАТО способно получить полную информацию о состоянии системы ПВО противника.

Позиции ЗРК запеленгованы, что дальше?

В действие вступают «глушилки». Например, EC-130H «Компас Колл» - неуклюжий генератор помех на базе военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

EC-130H «Компас Колл»

«Компас Колл» даже не пытается лезть в зону действия вражеской ПВО, барражируя на малой высоте в сотне километров от позиций ЗРК, при этом исправно «разрывая» эфир шквалами электронных разрядов. Действия ЕС-130Н пагубно сказываются на работе радиоэлектронных средств противника – помехи забивают линии связи, нарушая координацию сил противника и создавая дополнительные проблемы для вражеской ПВО.
Численность ЕС-130Н «Компас Колл» в рядах ВВС США – 14 единиц.

Местонахождение и тип ЗРК установлено, управление частично дезорганизовано. Настало время для нанесения мощного удара по системе ПВО противника.

Ворчун

EA-18G «Гроулер»

Специализированный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер», созданный на базе истребителя-бомбардировщика F/A-18F «Супер Хорнет». Машина непосредственного прикрытия групп подавления ПВО.
«Гроулер» жестоко жжет эфир радиоэлектронными помехами, создавая причудливый танец из извивающихся линий и полос на экранах вражеских радиолокаторов. На борту самолета РЭБ комплекс современного оборудования, способный выявлять и идентифицировать источники радиосигналов в режиме реального времени, забивая эфир сплошным треском электрических разрядов.

Но, как бы ни был крут американский EA-18G, «соваться» в зону действия ЗРК С-300 ему не по зубам. «Гроулер» предпочитает делать свои пакости на расстоянии, засоряя эфир помехами и обстреливая выявленные позиции ЗРК противорадарными ракетами AGM-88 HARM.

«Гроулер» - страховой полис американской авиации. Без его поддержки было бы проблематично «давить» вражеское ПВО. Даже после уничтожения позиций ЗРК, полеты над вражеской территорией не обходятся без сопровождения этих машин – комплекс средств РЭБ и сбрасываемых ловушек на борту EA-18G способен прикрыть ударные группы от любых существующих на сегодня средств «земля-воздух» - от могучих С-300 до «примитивных» переносных ЗРК «Игла» или «Стингер» во всем диапазоне частот волнового спектра.
90 самолетов EA-18G «Гроулер» на сегодняшний день, все машины приписаны Военно-морским силам и Корпусу морской пехоты.

EA-18G

Помимо средств РЭБ, ракетного оружия класса «воздух-воздух» и противорадарных ракет, EA-18G способен нести обычное ударное вооружение – если испугавшийся оператор ЗРК выключит радиолокатор, «Гроулер» нанесет удар управляемыми бомбами.

Кстати, о противорадарных ракетах:

Дикие Ласки. AGM-88 High-Speed Anti-Radar Missle


Собственно, это то, для чего делались все предыдущие телодвижения - кульминация сценария по подавлению вражеской системы ПВО. В дело вступили ракеты, наводящиеся на источники радиолокационного излучения. Расчет прост – выбить с помощью HARMов радиолокаторы обнаружения и подсветки целей, после чего дивизион С-300 превратится в груду бесполезного железа.

Противорадарные ракеты не отличаются особой избирательностью. HARMы бьют все подряд – от антенн радиостанций FM-диапазона, до микроволновок и спутниковых телефонов. Чтобы достигнуть нужно эффекта их запускают залпами по несколько тысяч штук, буквально «засеивая» ракетами местность, прилегающую к выявленным позициям ЗРК – в результате несколько штук обязательно разорвется поблизости от радара, выведя зенитно-ракетный комплекс из строя.

HARM

AGM-88 HARM на крыльевом пилоне многоцелевого истребителя F/A-18C

HARM опасен и хитёр – даже если оператор, почуяв неладное, успеет отключить радарную установку, HARM запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой путь в направлении цели, ориентируясь по данным бортовой ИНС.

Когда дело дошло до запуска HARMов становится не до шуток и каких-либо приличий. В массированных атаках участвуют все, кто способен держать в руках оружие: F/A-18 «Хорнет», EA-18G «Гроулер», F-16 «Файтинг Фолкэн», «Торнадо»… ракеты запускают с максимально возможного расстояния, стараясь по минимуму показываться на глаза расчетам ЗРК. Выход в район атаки на предельно малой высоте - горка – отстрел HARMов на самонаведении – уход за радиогоризонт, на малую высоту. Малейшее промедление грозит смертью.

Особенно стоит отметить F-16CJ – специальную модификацию «Фолкэна», идущую на острие атаки. F-16CJ стоят на вооружении эскадрилий «Дикие Ласки» - боевых групп, специализирующихся на подавлении систем ПВО. Именно эти маленькие, верткие (и дешевые –чтобы не жалко) машины, под прикрытием «Гроулеров», первыми вторгаются в воздушное пространство страны*, предоставляя расчетам ЗРК довольно сомнительный выбор – получить в подарок HARM или отключить РЛС, превратившись в мишень для бомб с лазерным наведением. Впрочем, сами «Диким Ласкам» не до смеха – парни серьезно рискуют и могут в любую минут превратиться из охотников в дичь, неожиданно попав под удар ЗРК.
*первыми, после крылатых ракет морского базирования

F-16CJ отряда "Дикие Ласки"

F-16CJ отряда "Дикие Ласки"

В реальности дело обстоит намного жестче – по данным ВВС США стоимость одного 360-килограммового HARMа зашкаливает за $300 тыс. – многотысячный залп таких ракет способен разорить американский бюджет на миллиард долларов. Очень дорогая игрушка.

Удар со стороны моря. BGM-109 «Томагавк»

BGM-109 «Томагавк»

Тактическая крылатая ракета, предназначенная для поражения важных наземных целей (командных центров, узлов связи, РЛС и позиций зенитно-ракетных систем, аэродромов, ангаров и капониров, военных баз, складов и пр. стратегически важных объектов) на дальности до 1600 км. Исходя из фактов применения «Топоров», массированный запуск этих летающих роботов-самоубийц приводит к заметной дестабилизации вооруженных сил противника.

Насмешки по поводу дозвуковой скорости полета BGM-109 обычно выходят боком легкомысленным шутникам – «Томагавк» действительно не слишком быстр (маршевая скорость ≈ 850 км/ч, с некоторым увеличением на последнем участке полета за счет выработки топлива, см. формулу Жуковского). Это создает определенные проблемы при планировании операций – ракетам требуется время, чтобы выйти к целям. Но это никак не влияет на уязвимость от средств ПВО – «Топор», в любом случае, идет слишком низко, чтобы оказаться в зоне видимости радиолокаторов ЗРК. Скрытность – главная «фишка» крылатой ракеты BGM-109.

Неприятности могут возникнуть лишь при атаке хорошо защищенных целей, при преодолении зенитных рубежей «Панцирей» и «Тунгусок». Ну здесь уже, как карта ляжет… Официальная статистика применения «Томагавков» (Агрессия НАТО против Югославии, 1999 год) – 700 выпущенных крылатых ракет, сбито 40 (менее 6%), еще 17 ракет было уведено помехами.

Установки вертикального пуска на американском эсминце

Установки вертикального пуска на американском эсминце.В каждой может быть "Томагавк"


Стоит заметить, что современная модификация «Томагавк» Block IV получила возможность патрулирования в воздухе в режиме ожидания и научилась уничтожать движущиеся цели.

Удар в спину. Вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»

Удар в спину. Вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»

А этот чудак куда лезет?! – воскликнет изумленный читатель, и окажется неправ.
Зимой 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», вертолеты «Апач», летя сквозь ночную мглу и непроницаемый дым от горящих нефтяных скважин, «проложили» за одну ночь четыре коридора в системе иракской ПВО – от границы до самого Багдада.

Подавление систем ПВО – одна из основных функций «Апача». Для этого у винтокрылой машины есть все необходимое: сверхнизкая высота полета, способность прятаться в складках рельефа – радар над втулкой несущего винта позволяет скрыться за любой преградой (холм, строение, лесополоса), «выставив» лишь кончик антенны РЛС. Наконец, четыре пачки управляемых ракет «Хэллфайр» на подкрыльевых пилонах – достаточно, чтобы превратить позиции ЗРК в горящие руины.

Также, помимо ударных вертолетов, нельзя сбрасывать со счетов роль беспилотных летательных аппаратов. Медленные, неуклюжие и слабые – однако, эти «стрекозы» имеют одну важную особенность – они отчаянно храбры. Беспилотник, не моргнув глазом, пройдет там, куда побоится идти самый смелый из камикадзе. БПЛА нечего терять, он способен переть «в лоб» на позицию ЗРК, демонстрируя полное презрение к смерти. Хорошее средство в комплексе с остальными вышеперечисленными аспектами (Томагавками, Гроулерами и пр. продуктами сумрачного американского гения).

Наконец, прозвучавшая на этой неделе угроза из уст министра обороны Израиля: «Если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить».

Моше Яалон не блефует. Израиль известен своими жесткими действиями в угоду собственной национальной безопасности. Рейд спецназа «Шакет» на египетский аэродром (1966 год), похищение советского радара (операция «Петух-53», Египет, 1969 год), бомбардировка иракского ядерного центра Озирак (1981 год), бомбардировка оружейного завода в Судане (октябрь 2012 г.), недавние удары по Сирии… Израиль плюет на все нормы международного права, бесцеремонно вторгаясь в воздушное пространство других государств, и не стесняется применять оружие на поражение.

Не исключено, что израильтяне попытаются уничтожить российские зенитно-ракетные системы еще до того, как они будут развернуты на боевых позициях.

Битва титанов


Если все шесть заказанных зенитно-ракетных систем будут доставлены в Сирию, это станет слабой надеждой на мирное разрешение сирийского конфликта; НАТО дрогнет и не решится начинать военную операцию вторжения. У Пентагона появились серьезные причины задуматься над своим поведением и еще раз взвесить все возможные риски при нападении на Сирию. Даже если операция пройдет гладко и воздушная армада ВВС США сможет раздавить шесть сирийских С-300, понеся при этом единичные потери в авиатехнике – даже в этом случае у Пентагона возникнут немалые финансовые затруднения, связанные с чудовищным перерасходом противорадарных ракет HARM и пр. боеприпасов, необходимых для подавления супер-систем С-300.

topwar.ru


Категория: Мнение | Добавил: War (01.06.2013) |
Просмотров: 6561 | Комментарии: 1 | Теги: С-300 | Рейтинг: 1.0/12


Похожие статьи
Всего комментариев: 1
1  
Хорошая статья

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо? здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.