Главная » Новости и события » Мнение

Куда должны распространяться интересы России?
Барак Обама назвал Россию «региональной державой». Насколько далеко должны простираться интересы России?

обама

На самом деле, как именно нас кто называет - это его личное и глубоко интимное дело. Важно то, кем мы являемся вне зависимости от чьей-то оценки.

Однако посыл Обамы глубоко симптоматичен. Сегодня мы живем - точнее, продолжаем жить - в правовой и понятийной системе отношений, которая во многом сложилась во времена двуполярного мира. При этом тот старый и добрый мир уже давно исчез, и даже однополярный во главе с самими США не без проблем, но сдает свои позиции гораздо более сложному конгломерату силовых центров и взаимосвязи между ними. И, кстати говоря, как раз Обама-то и является объективно могильщиком однополярного миропорядка во главе с США. Если его предшественники бросались как быки на красные тряпки на любые попытки создания региональных (и неподконтрольных им) объединений - политических, экономических, военно-политических, то нынешняя администрация вполне толерантно к ним относится и учитывает их в своих раскладах. Не без попыток подмять под себя - но в целом тенденция на строительство иной международной системы налицо.

Однако регулируются все процессы все теми же механизмами согласования, которые были созданы в совершенно иную историческую эпоху. Арабская весна, последовавшая за ней Украина, намечающиеся события в Средней Азии - продемонстрировали и будут дальше демонстрировать бессилие Совета безопасности ООН, когда попеременно постоянные члены блокируют резолюции друг друга, не решая проблемы, а загоняя их в тупик и по сути вынуждая действовать по факту, периодически ставя регионы, а то и весь мир перед лицом военного конфликта.

Раздражение Обамы в этом смысле можно понять - но избирает он совершенно негодный метод. Объявляя Россию мелкой досадной помехой, второстепенной страной регионального уровня (и нужно не сомневаться - сейчас всевозможные лимитрофы подхватят эту сентенцию), Обама по сути пытается поставить вопрос о том, что необходимо избавиться от присутствия и влияния России на выработку решений. Юридически это сделать невозможно - но можно сделать по факту. Скажем, создав такие условия, при которых Россию вынудят хлопнуть дверью в ООН. Кстати, прецеденты-то были - именно так развалилась Лига наций. Через демонстративный выход или исключение из нее ряда ключевых стран - той же Германии и СССР.

Как это сделать - вопрос очень нетривиальный, но нет таких проблем, которых нельзя решить. Попытка объявить Россию несоответствующей своему статусу, и на основании этого попытаться переиграть ее роль и права в международных организациях - почему бы и нет. Опыт G8, когда Россию не исключали, но по факту прекратили ее членство в этом "клубе", тоже весьма любопытен - такой механизм можно попытаться использовать и в каких-то других случаях.

Причем с G8 история интересна сама по себе - это странное образование, которое было образовано как клуб самых развитых стран мира, в современных условиях выглядит рудиментом ушедшей эпохи. Теперь бывшая "семерка" - это, скорее, клуб крупнейших мировых должников. У которых свои подходы к вопросу взаимоотношений со своими кредиторами. "Нет кредитора - нет проблем", - почему бы и нет. И в этом смысле присутствие России в этом "клубе" как раз было весьма странным с самого начала.

Исключение России сопровождалось рассказом о том, что вообще-то "семерка" - это клуб стран, объединенных общими ценностями, и Россия не просто перестала им соответствовать, но и утратила перспективы встать на один ценностный уровень с Западом.

Запад, между прочим, упорно в течение последних десятилетий переформатировал суть ООН. Которая создавалась как инструмент противодействия агрессии - и более ничего. Теперь стараниями Запада все большее место в деятельности ООН занимает борьба за "права человека" в западной их трактовке. Причем эти "права" значат куда как больше, чем высшая ценность, которая лежит в основе ООН - мир. Под вывеской борьбы "за права" ООН освятила или не заметила несколько агрессий - в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии.

Тенденция такова, что Запад подошел к той черте, когда он может попробовать использовать этот созданный им и перекошенный баланс между миром и правами человека в свою пользу. Исключение России из существующей международной правовой системы выглядит весьма нелепым - но игнорировать вероятность таких попыток точно не следует.

Заявление Обамы о "региональном" статусе России в этом случае может быть сигналом к развертыванию небыстрой, но методичной работы по запуску такой непростой программы выдавливания России на периферию принятия решений. Получится или нет - вопрос. Во всяком случае, механизм такого выдавливания представить себе можно. Поддастся ли Россия на провокации, после которых ее пребывание в международных организациях станет невозможным - ну, это нужно посмотреть. Исключать нельзя ничего.

Правда, после исключения СССР из Лиги наций Вторая мировая стала неизбежной - но похоже, сейчас эти тонкости никого не интересуют.

el_murid
Категория: Мнение | Добавил: War (27.03.2014) | Источник
Просмотров: 4194 | Теги: Обама, США, Россия | Рейтинг: 1.0/12


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Куда должны распространяться интересы России? здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.