Главная » Новости и события » Мнение

Су-35 и Китайские риски

Истребитель Су-35

Истребитель Су-35, а точнее — вариант Су-35БМ — «Большая модернизация» — стал последней на сегодня (возможно, что и последней вообще) итерацией платформы Т-10С. Первым ее представителем является известный истребитель Су-27.

Эта машина и ее развитие — самолет Су-30 — в 1990–2000 годах завоевала марке Сухого всемирную славу. Самолеты на платформе Т-10 стали самыми продаваемыми истребителями последних 20 лет.

Примечательно, что «большую дорогу» на рынок для Су-27 открыл именно Китай: первый контракт на поставку 20-ти Су-27СК был подписан в 1991 году, второй — на 16 машин в 1996. Затем последовало соглашение о поставке почти сотни машинокомплектов для лицензионной сборки. После этого Китай закупал уже самолеты Су-30МКК.

После контрактов с Китаем последовали соглашения с Индией, Малайзией, Вьетнамом, Алжиром и другими странами. Однако у истории коммерческого успеха российских истребителей была и другая сторона. Начав со сборки машинокомплектов, КНР постепенно перешла к копированию российского истребителя и запустила в производство уже «локализованный» самолет под индексом J-11. По ряду характеристик, включая ресурс двигателей и возможности бортового оборудования, китайская копия заметно уступает оригиналу, однако сам процесс копирования сильно поднял и возможности китайского военного авиапрома. Конечно же, это позволило ускорить и обновление ВВС КНР, в начале 2000-х еще сохранявших в строю множество древних машин типа J-6 — копии советского МиГ-19 пятидесятых годов.

Интерес к Су-35, по возможностям приближающимся к машинам пятого поколения, Китай проявляет уже не первый год. Однако судьба Су-27 в Китае заставляет задуматься о возможности повторения этой истории с Су-35. Гарантии от попыток скопировать российскую машину никто не даст, частично уменьшить потенциальный ущерб может лишь крупная партия (не менее полусотни) самолетов, закупка которой сделает копирование бессмысленным, а полученные производителем деньги могут быть направлены на разработку более совершенных машин.

Партия в 24 машины вряд ли может считаться достаточной для того, чтобы смириться с риском через 10-15 лет обнаружить в небе очередной китайский клон.

Еще одним способом снизить риск может быть поставка в Китай упрощенной версии Су-35. Вполне возможно, что этот вариант и будет использован на практике — предполагаемая цена в 1,5 миллиарда долларов за 24 самолета отнюдь не кажется чрезмерно большой: «топовые» версии машин на базе Т-10 уже перевалили рубеж в 100 миллионов долларов за единицу.

Поставка упрощенного варианта, с учетом того, что копирование машины займет не менее 5-7 лет, может оказаться вполне приемлемым вариантом, однако вряд ли оптимальным. Оптимальным вариантом развития событий именно в случае с Китаем было бы максимальное сворачивание поставок в эту страну российского военного хай-тека. Компенсировать потенциальные убытки оборонки можно и за счет внутреннего заказа.

news.rambler.ru
Категория: Мнение | Добавил: War (20.11.2012) |
Просмотров: 3760 | Теги: Су-35 | Рейтинг: 1.0/10


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Су-35 и Китайские риски здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.