Главная » Военный вестник » Армии мира

Крылатая ракета «Томагавк»


Ракетный комплекс "Томагавк" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.

К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в мире. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, вооруженные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотоводцев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснащение военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
 В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).

Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимаемых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта большой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
 Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.

В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.

В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение".

Крылатая ракета "Томагавк" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E ) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.

Состав

КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.



Боевой частью стратегической ядерной КР "Томагавк" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР "TТомагавк" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.

 Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.

 Система управления и наведения КР "Томагавк" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему):
 инерциальной,
 корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
 электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).

 Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.

 В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР .



Для хранения и запуска ракет "Томагавк" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему, фото1, фото2) или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.



Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"

Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".

Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.

При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.



 Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Томагавк" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
 Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
 улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С02. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
 увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
 снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.

Томагавки воздушного базирования

Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.

AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
 После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.

AGM-109L  крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.

AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН





Боевое применение

широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.


RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") – эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.



ХАРАКТЕРСТИКИ

Дальность стрельбы,км
                                 BGM-109A при пуске с надводного корабля 2500
                                 BGM-109С/D при пуске с надводного корабля 1250
                                 BGM-109С/D при пуске с подводной лодки 900
Скорость полета максимальная, км/час 1200
Скорость полета средняя, км/час 885
Длина ракеты , м 6.25
Диаметр корпуса ракеты, м 0.53
Размах крыльев , м 2.62
Стартовый вес ,кг
                                BGM-109A 1450
                                BGM-109С/D 1500
Боевая часть
                                BGM-109A ядерная
                                BGM-109С полубронебойная - 120кг
                                BGM-109D кассетная - 120кг
Маршевый двигатель F-107
Топливо RJ-4
Масса топлива, кг 550
Вес сухого двигателя, кг 64
Тяга, кг 272
Длина, мм 940
Диаметр, мм 305


Видео



Категория: Армии мира | Добавил: War (28.05.2012) |
Просмотров: 42471 | Теги: ракеты, США, томагавк | Рейтинг: 1.0/34


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Крылатая ракета «Томагавк» здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.