Главная » Военный вестник » Армии мира

ЗРК MEADS - обзор

ЗРК MEADS

Создание многонациональной системы ПВО MEADS (Medium Extended Air Defence System) изначально ставило одной из своих главных целей обеспечение замены ЗРК «Patriot» в США, «Nike-Hercules» в Италии, «Improved Hawk» во Франции и «Improved Hawk» и «Patriot» в Германии.

ПВО MEADS (Medium Extended Air Defence System)

За названием MEADS (Medium Extended Air Defence System) скрывается европейская система ПВО наземного базирования. Данная система будет способна поражать как самолеты, так и тактические ракеты средней дальности (дальность пуска до 1000 километров). В разработке системы участвуют США (доля участия 58,1%), Германия (25,2%) и Италия (16,7%), возможно, в самое ближайшее время к ее разработке сможет присоединиться Катар. Данная система призвана заменить стоящие на вооружении комплексы ПВО Patriot.

В кругах знатоков и любителей современной военной техники есть устойчивое мнение что США имеет отставание от России в области зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Я не берусь судить о его справедливости. Но, хочу сказать что американцы пытаются сократить это отставание проводя испытание новых ракетных комплексов.

Работы по ее созданию были начаты фирмами США, Франции, ФРГ и Италии в середине 1995 г. Однако уже в 1997 г. из программы вышла Франция, и этого времени финансирование работ ведется в пропорции – США: Германия: Италия – 58,3 : 25 : 16,7. Тем не менее, «зеленый свет» полномасштабной разработке MEADS был дан лишь 28 сентября 2004 г., после завершения ряда демонстрационных работ и исследований. Как отмечалось, столь длительный подготовительный период позволил среди прочего выработать необходимые мероприятия по снижению технического риска разработки. Тем не менее, летом 2009 г. программа вновь оказалась под угрозой срыва из-за того, что США, в целях предотвращения передачи «ноу-хау» секретной компьютерной программы для управления работой системы, решили трансформировать изначально многонациональный проект в программу, осуществляемую под руководством США. Но после обращения министра обороны Германии к своему американскому коллеге с призывом выполнять ранее согласованные условия создания ЗРК как совместного проекта, стороны вернулись на исходные позиции.

Концепция действия ЗРК MEADS

Концепция действия ЗРК MEADS

Концепция действия ЗРК MEADS

В таких условиях, в сентябре 2010 г. MEADS успешно прошла этап защиты рабочего проекта, включивший оценку 47 элементов программы, включая оборудование, программное обеспечение и материальную поддержку в течение всего срока эксплуатации. В итоге, проект был признан соответствующим всем предъявляемым требованиям.

Разработка системы осуществляется совместным предприятием «MEADS International», в состав которого входят итальянское подразделение компании MBDA, немецкая LFK и американская «Lockheed-Martin». Управление разработкой, производством и поддержкой ЗРК осуществляет созданная в структуре НАТО организация NAMEADSMA (NATO Medium Extended Air Defence System Design and Development, Production and Logistics Management Agency).

С технической точки зрения ЗРК MEADS представляет собой мобильную систему ПВО/ ПРО нового поколения, превосходящую по своим возможностям и спектру поражаемых целей ЗРК «Improved Hawk» и «Patriot». Средства MEADS способны обеспечивать сопряжение с различными системами боевого управления вооруженных сил США и других стран НАТО. При этом для решения задач ПРО на ТВД он может применяться во взаимодействии с противоракетным комплексом THAAD, а при организации ПВО – совместно с ЗРК ближнего действия. Характеристики MEADS позволят обеспечивать защиту группировок сухопутных войск и наиболее важных объектов, обнаруживая и поражая практически все виды аэродинамических целей – самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, а также баллистические ракеты с дальностью действия до 1 тыс. км. При этом MEADS в состоянии одновременно обстреливать до 10 воздушных целей в сложной помеховой обстановке, а его дальность действия превышает 60 км.

Мобильная многофункциональная РЛС кругового вращения с ФАР

Мобильная многофункциональная РЛС кругового вращения с ФАР


Основной тактической единицей, на вооружении которой будет состоять ЗРК MEADS является зенитный ракетный дивизион, в состав которого будут входить три огневые и одна штабная батарея. В каждую из батарей MEADS войдут РЛС обнаружения, РЛС сопровождения целей и наведения ракет, командный пункт, до шести пусковых установок, способных выполнять пуск ракет с углом старта близким к 90 град, (всего на пусковой установки планируется размещать 8 ракет) и средства материально-технического обеспечения. Все элементы комплекса, будут монтироваться на шасси грузовиков высокой грузоподъемности, и смогут в кратчайшие сроки перебрасываться на охрану того или иного объекта, в том числе на самолетах типа С-130 и А-400М.

Пусковая установка ЗУР на базе шасси MAN

Пусковая установка ЗУР на базе шасси MAN

Пусковая установка ЗУР на базе шасси MAN

Командный пункт будет использовать стандартные интерфейсы и сетецентрическую открытую архитектуру, которая позволит подключать любые установки и датчики. При этом командир батареи сможет динамически добавлять или выключать любые элементы сети без выключения или перезагрузки всей системы. В результате, может быть достаточно быстро выбран определенный компонент системы для защиты интенсивно маневрирующих сил. Сформированная подобным образом система управления обеспечит повышенную ситуационную осведомленность и возможность адаптации MEADS к условиям боевых действий. MEADS также будет совместима с широким спектром традиционных систем и с перспективными системами управления, такими как система воздушного командования и управления НАТО.

Машина боевого управления

Машина боевого управления

Разрабатываемая для MEADS фирмой «Lockheed-Martin» мобильная РЛС обнаружения целей представляет собой импульсно-доплеровскую станцию с активной ФАР, работающей как в неподвижном положении, так и при скорости вращения 7,5 об/мин. Для поиска аэродинамических целей в РЛС реализован режим кругового обзора воздушного пространства. К числу конструктивных особенностей РЛС также относятся высокопроизводительный процессор обработки сигналов, программируемый генератор зондирующих сигналов и цифровое адаптивное устройство формирования диаграммы направленности, наличие подсистемы определения «свой-чужой».

РЛС кругового обзора

РЛС кругового обзора

Ряд технических решений, положенных в основу создания РЛС обнаружения целей, также использованы при создании РЛС сопровождения и наведения ЗУР. Эта РЛС представляет собой трехкоординатную импульсно-доплеровскую РЛС с активной ФАР см-диапазона, работающую как в неподвижном режиме, так и при скоростях вращения 15 и 30 об/мин.

Еще на начальных этапах работ, одним из наиболее значительных решений, нацеленных на сокращение затрат на разработку и снижение технологического риска стало использование в составе MEADS зенитной управляемой ракеты PAC-3 комплекса «Patriot».

Созданная в 1990-х гг. ракета PAC-3 стала одним из наиболее значительных технологических прорывов в области создания ракет данного назначения. В ней был реализован ряд наиболее перспективных достижений, как в идеологии создания ЗУР, так и в реализации новейших ракетных технологий, в том числе, бортовых информационных средств, средств обеспечения высокой маневренности и эффективности поражения аэродинамических и баллистических целей, включая боеголовки ТБР, оснащенные обычным или химическим снаряжением.

Ее создание стало результатом работ, выполненных в 1980-х гг. фирмой «LTV Aerospace» по программам SRHIT, FLAGE и ERINT. Полученные тогда результаты позволили уже к началу 1994 г. рассматривать ракету ERINT для использования в составе усовершенствованного ЗРК «Patriot». При этом, рекламируя свою ракету, фирма LTV, вскоре вошедшая в состав фирмы «Loral», предложила размещать на пусковых установках ЗРК «Patriot» по четыре малогабаритных ракеты ERINT в одном контейнере вместо одной ракеты MIM-104. Тогда же LTV предложила использовать ERINT и в составе перспективной корабельной противоракетной системы ВМС США, предназначавшейся для поражения ТБР и высокоточных ракетных средств. При этом отмечалось, что ракета могла быть интегрирована и в существующие системы управления огнем и установки вертикального пуска Мк.41. Еще одним изучавшимся тогда вариантом использования ERINT являлось ее введение в состав модернизированного варианта ЗРК «Improved Hawk».

Первый пуск ракеты PAC-3 MCE

К моменту перехода к стадии полномасштабной разработки оптимальный облик этой ракеты был полностью сформирован. В окончательном виде она представляла собой одноступенчатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом малого удлинения, в состав которой входили:

• активная радиолокационная головка (диапазон 35 ГГц) с носовым обтекателем, закрываемым специальным сбрасываемым теплозащитным кожухом,

• двигательная установка управления, состоящая из 180 микро-РДТТ,

• инерциальный измерительный блок и процессор системы управления,

• боевая часть, представляющая собой заряд взрывчатого вещества, предохранительно-исполнительный механизм и 24 элемента из твердого сплава, массой по 0.24 кг каждый. Эти элементы должны выбрасываться из ракеты со скоростью 10-15 м/с за несколько мс до встречи с аэродинамической целью, для увеличения эффективного размера ракеты.

• разгонно-маршевый РДТТ длиной около 2.5 м, с корпусом из высокопрочного углепластика на основе графита. На двигателе установлены узлы крепления крыльев и антенны приема информации для выполнения коррекции.

• система аэродинамического управления ракетой, состоящая из четырех аэродинамических рулей.

Общая длина ракеты составила 5.2 м, диаметр 0.254 м, размах крыльев – 0.48 м, масса – 315 кг. Дальность действия ракеты при перехвате баллистических целей составляла до 15-20 км, высота до 15-20 км.

В процессе создания боевого образца ракеты ERINT, получившего в середине 1990-х гг. обозначение PAC-3, фирмой «Lockheed-Martin» (частью которой стала «Loral») был проведен большой объем наземных испытаний с использованием новейших испытательных и моделирующих стендов. При этом практически каждый элемент конструкции и аппаратуры ракеты, был отработан как в отдельности, так и в комплексе.

В результате, в начале 2000 г. фирма «Lockheed-Martin» получила первый контракт на 48 млн.долл., предусматривавший переход к начальной стадии серийного производства и изготовление первых 20 ракет PAC-3. К сентябрю

2001 г. первые серийные PAC-3 были изготовлены и переданы в армейский центр в Форт-Блисс, где расчеты модернизированных ЗРК «Пэтриот» приступили к освоению новых ракет перед их боевым развертыванием.

Пакетное перезаряжание пусковой установки ЗРК MEADS

Пакетное перезаряжание пусковой установки ЗРК MEADS


Одновременно были продолжены летные испытания, в процессе которых ракетами PAC-3 были неоднократно перехвачены ТБР, низколетящие крылатые ракеты и самолеты-мишени. 29 мая 2002 г. ракеты PAC-3 были впервые испытаны в составе ЗРК «Patriot» на тихоокеанском полигоне, на атолле Кваджелейн. Практически одновременно с этим, на заводе «Lockheed-Martin» в Камдене (шт. Арканзас) были изготовлены первые серийные ракеты PAC-3, причем в первый штатный контейнер было установлено две боевых и две учебных ракеты.

В целом же, общая сумма полученная «Lockheed-Martin» на начальное производство PAC-3 в декабре 1999 г., мае и декабре 2000 г. составила 850 млн.долл. Выполнение программы начального производства PAC-3 должно было завершиться в феврале 2005 г.

К концу 2002 г. руководству «Локхид-Мартин» удалось договориться с министерством обороны США о продолжении интенсивного финансирования серийного производства PAC-3, в результате чего 7 декабря 2002 г. фирмой был получен контракт на сумму 341 млн.долл., которым предусматривалось изготовление 88 ракет PAC-3 и соответствующего оборудования для их обслуживания. Этому способствовало не только устранение выявленных при испытаниях PAC-3 недостатков, но и решение руководства США о начале подготовки к проведению очередной военной операции в Персидском Заливе. На этот раз PAC-3 была отведена роль основного средства борьбы с иракскими ТБР.

Впрочем, интенсивность использования ЗРК «Patriot» в боевых действиях весной 2003 г. оказалась значительно более низкой, чем в 1991 г. Так, по информации Армии США различными вариантами ЗРК «Patriot» было сбито девять целей, в основном иракских ТБР «Al Samud-2», имевших дальность действия около 150 км. При этом по каждой цели выпускалось по две ракеты и, как правило, цель поражалась первой ракетой.

В дальнейшем к программе производства PAC-3 были подключены не только американские фирмы. Причем ряд из потенциальных субподрядчиков начал подготовку к этому заблаговременно. Так, еще в начале 1999 г. «Lockheed-Martin» создала совместное предприятие с немецкой фирмой «Daimler Chrysler Aerospace», которое как предполагалось, сфокусирует свою деятельность на изготовлении PAC-3 по оффсетным договорам, а также на выполнении окончательной сборки, испытаниях и материально-техническом обслуживании этих ракет, с целью обеспечения их будущих поставок в Германию или Нидерланды. В 2004 г. к программе изготовления PAC-3 также присоединилась Япония.

26 мая 2010 года «Lockheed-Martin» открыла новый комплекс по производству ракет PAC-3 в г. Камден, заложенный годом ранее. Как сообщалось, площадь нового комплекса составляет около 7 тыс. кв. м, что позволит более чем вдвое увеличить производственные площади и расширить производство ракет.

Следующим шагом в совершенствовании ракеты PAC-3 стала программа MSE (Missile Segment Enhancement), целью которой стало дальнейшее совершенствование ракет PAC-3, в частности увеличение в полтора раза размеров их зоны поражения, а также их адаптация для использования в составе других систем ПВО, включая корабельные. На выполнение этой работы, продолжительность которой должна была составить 51 месяц, в июле 2003 г. фирмой «Lockheed-Martin» был получен контракт на 260 млн.долл.

В процессе выполнения модернизации ракета была оснащена новым разгонно-маршевым двигателем двукратного включения фирмы «Aerojet», увеличенными аэродинамическими поверхностями и новыми тепловыми батареями с улучшенными характеристиками и большей продолжительностью работы. Ракету PAC-3 MSE также оснастили системой двухсторонней связи ракеты с командным пунктом ЗРК «Patriot».

В связи с увеличением стартовой массы ракеты (по оценкам, до 420 кг) еще одной ее особенностью станет размещение в одноместном транспортно-пусковом контейнере, что позволит увеличить гибкость ее боевого применения и упростит требования к условиям перезарядки пусковой установки ЗРК.

Первое испытание MSE было выполнено 21 мая 2008 г.; второе, в процессе которого была перехвачена баллистическая мишень, 18 февраля 2010 г.

Ракета IRIS-T

Еще в сентябре 2006 г. ракета PAC-3 MSE была выбрана в качестве основного средства поражения ЗРК MEADS. В связи с этим, в январе 2008 г. «Lockheed-Martin» был получен контракт на 66 млн. долл. с целью изучения возможности ее использования в качестве основного огневого средства системы MEADS. Предполагается, что первые огневые испытания комплекса MEADS состоятся в 2012 г. на американском полигоне Уайт-Сэндс, а завершающие, которые продлятся до 2015 г. – на Тихоокеанском полигоне США. В свою очередь, Германия и Италия проведение самостоятельных испытаний MEADS не планируют.

Параллельно с ракетой PAC-3 MSE Германия планирует ввести в состав комплекса MEADS специально разработанный вариант новейшей авиационной ракеты IRIS-T.

Разработка IRIS-T (Infra-Red Imaging Seeker/system – Tail/thrust Vector Controlled), предназначенной для вооружения самолетов типа «Еврофайтер» и «Торнадо» была начата в июле 1995 г. фирмами Германии, Канады, Италии, Греции, Норвегии, Швеции (а затем Испании) возглавляемыми немецкой «Diehl BGT Defense».

Изначально представлявшая собой очередную попытку усовершенствования «Sidewinder», новая ракета постепенно вобрала в своей конструкции ряд перспективных решений, относящихся к авиационным ракетам малой и средней дальности. В их число вошли сканирующий ИК-датчик, дистанционный взрыватель, способный оптимизировать место подрыва боевой части, осколочная боевая часть, оснащенная двумя видами фрагментов для максимизации ее воздействия на различные типы целей – от больших транспортных вертолетов до малоразмерных крылатых ракет. В результате, еще на начальных этапах работ разработчики IRIS-T неоднократно отмечали, что их ракета получит «избыток возможностей», которые смогут быть использованы для придания ей принципиально новых качеств. Например, для решения задач по перехвату авиационных или зенитных ракет противника.

В окончательном варианте IRIS-T, имеющая массу около 89 кг, наружный диаметр 127 мм и длину около 3 м, была выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора прямоугольной формы. В средней части ракеты находится двухрежимный двигатель фирмы «FiatAvio» с твердотопливным зарядом из малодымного смесевого топлива, обеспечивающем максимальную скорость полета ракеты М=3. В хвостовой части ракеты расположены аэродинамические и газовые рули, использование которых позволяет выполнять ракете маневры с перегрузками до 60 ед.

Основным элементом системы наведения IRIS-T является всеракурсная ИК-ГСН TELL фирмы «Diehl BGT Defense» и инерциальная система итальянской фирмы «Litton». TELL работает в диапазоне 3-5 мкм и оснащена неподвижной матрицей ИК-детекторов (128×128 элементов) из антимонида индия, охлаждение которой до рабочей температуры осуществляется с помощью хладагента находящегося в пусковой установке. Подвижный элемент оптической системы ИК-ГСН размещен в двухосевом карданном подвесе и обеспечивает углы прокачки до ± 90 град при угловой скорости линии визирования цели до 60 град/сек. Предложенная конструкция ГСН и наличие цифровой системы обработки данных обеспечивает IRIS-T высокую помехозащищенность и надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования как носителя, так и цели. Максимальная дальность захвата ГСН оценивается в 20 км. По мере приближения ракеты к цели система обработки данных строит ее изображение и сравнивает его с образцами типовых целей, заложенных в память бортового процессора. Алгоритм, используемый при этом, позволяет наводить ракету на наиболее уязвимые участки цели.

Летные испытания IRIS-T начались в октябре 2000 г. и продолжались до ноября 2003 г. В конце 2004 г. был подписан контракт стоимостью около 1 млрд. евро, в соответствии с которым в период 2005-11 гг. планировалось изготовить до 4000 ракет этого типа, в том числе 1250 ракет для ФРГ и около 700 ракет для Испании. При этом стоимость одной ракеты оценивается в 400 тыс. евро.

В свою очередь, к работе над наземным вариантом IRIS-T SL для комплекса MEADS фирма «Diehl BGT Defense» приступила еще до начала серийного производства IRIS-T. Основным предназначением этой ракеты в составе MEADS должно стать поражение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, вертолетов, крылатых ракет и различных видов высокоточного оружия. Как отмечалось, предложение немецких специалистов было в первую очередь связано с высокой стоимостью ракеты PAC-3 (и ее усовершенствованного варианта PAC-3 MSE), изначально рассматривавшихся в качестве основного огневого средства MEADS. А это вело к тому, что MEADS в значительном количестве случаев придется использовать для поражения летательных аппаратов, имеющих значительно меньшую стоимость, чем стоимость самой ЗУР.

Контракт на разработку этой ЗУР стоимостью 166 млн. долл. был подписан министерством обороны Германии с фирмой «Diehl BGT Defense» весной 2007 г.

На начальных этапах изучения концепции IRIS-T SL было предложено выполнить модернизацию IRIS-T путем установки на ней аппаратуры GPS и системы обмена данными, а также стартового ускорителя большего по размерам маршевого двигателя. Это должно было обеспечить выполнение ракетой вертикального старта с наземной ПУ, а также достижение дальности действия свыше 30 км. При этом на начальном и среднем участках траектории управление полетом ракеты должно выполняться по командам от наземных РЛС, выводящих IRIS-T SL в зону перехвата, где будет осуществляться захват цели I/IK-ГСН. Еще одним нововведением стало использование отделяемого в полете носового обтекателя, предназначенного для улучшения аэродинамических характеристик ракеты и обеспечения эффективной работы в районе цели ИК-ГСН, сферический обтекатель которой выполнен из искусственного сапфира. В качестве пусковой установки для ракеты предложено использовать автомобиль «Мерседес-Бенц Унимог 5000», на котором может быть установлено до восьми ракет.

9 октября 2009 г. на южноафриканском полигоне был выполнен первый бросковый пуск IRIS-T SL, в процессе которого были продемонстрированы кинематические и аэродинамические характеристики ракеты, а также ее нового ракетного двигателя.

Катар проявляет заинтересованность к данному комплексу, так как в 2022 году в стране пройдет чемпионат мира по футболу. Как сообщает Defense News, Катар проявляет повышенную озабоченность по поводу возможной ракетной угрозы со стороны Ирана.

На текущий момент США уже потратили на программу 1,5 млрд долларов из 4,2 млрд запланированных средств. До 2014 года Пентагон планирует потратить на реализацию программы еще около 800 млн долларов. Несмотря на возражения со стороны ряда конгрессменов, Барак Обама рекомендовал Министерству обороны завершить реализацию данного проекта для того, чтобы избежать выплаты штрафных санкций, а также выполнения обязательств перед своими международными партнерами.

Комплекс MEADS в состоянии обеспечить круговую противоракетную и противовоздушную оборону группировок войск и важных объектов от крылатых и оперативно-тактических ракет, самолетов и БПЛА противника. Согласно информации разработчиков комплекса, зона прикрытия MEADS в 8 раз превышает аналогичные показатели для существующих западных систем ПВО, обеспечивая при этом существенное сокращение затрат на материальное обеспечение и обслуживающий персонал.

Особенностью системы является возможность формирования комплектации в зависимости от степени предполагаемой угрозы, что обеспечивает возможность оперативного объединения готовых модулей, включая пункты боевого управления, РЛС обнаружения и ПУ. По предварительной информации, после завершения испытаний, США намеревались приобрести 48 комплексов, Германия – 24, Италия – 9

Стоит отметить, что ЗРК MEADS, в отличие от ЗРК Patriot, в состоянии перехватывать цели, летящие с различных направлений при помощи лишь одной пусковой установки. Американская система ПВО/ПРО Patriot PAC-3 требовала от военных для осуществления защиты группировки войск или важного объекта размещать не одну пусковую установку, а не менее четырех – по всем сторонам света. Это объясняется тем, что в данном комплексе направляющие с ракетами расположены под углом к горизонту и способны производить пуски ракет лишь в том направлении, откуда появляется цель.

Стоит отметить, что такой подход был, мягко говоря, очень затратным и неудобным с точки зрения развертывания по времени и расходования ракет. В то же время российские системы ПВО С-300В и С-300ПМУ изначально в боевом положении размещают свои пусковые контейнеры с ракетами строго вертикально. Также происходит и старт ракет, после чего она уже в воздухе совершает разворот в сторону обнаруженной цели. При этом абсолютно неважно, с какого направления она атакует охраняемый объект или группу войск. Разработка и испытания ЗРК средней дальности MEADS свидетельствуют, что в США наконец-то поняли, какой способ размещения ракет является наиболее эффективным для комплексов ПВО/ПРО.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗРК MEADS

  • Дальность поражения целей:
  • баллистических ракет – 3-35 км.
  • самолетов – 3-100 км.
  • Максимальная высота поражения целей – 25 км.
  • Максимальная скорость полета зенитной управляемой ракеты – 1400м/с
  • Средняя скорость полета зенитной управляемой ракеты 900-1000 м/с
  • Максимальная перегрузка :
  • 15g - при высоте полета H=15км
  • 60g - при высоте полета Н=0
  • Масса БЧ ракеты – 15-20 кг.
  • Стартовая масса ракеты – 510 кг.

topwar.ru

otvaga2004.ru


Категория: Армии мира | Добавил: War (17.12.2012) |
Просмотров: 11990 | Теги: ПВО, США | Рейтинг: 1.0/17


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости ЗРК MEADS - обзор здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.