Главная » Военный вестник » Новости ВПК

Программа Су-30МКИ — одна из самых успешных в новейшей истории ВТС России
Су-30МКИ

В прошлом году корпорация «Иркут» подписала с ВВС России два контракта на поставку 60 истребителей Су-30СМ. Индия закупила 42 технологических комплекта для лицензионного производства Су-30МКИ.

Растут поставки учебно-тренировочных Як-130. Ведётся активная подготовка к производству перспективного магистрального пассажирского самолёта МС-21. О будущем самой успешной российской авиапромышленной компании «Однако» рассказал её президент Олег Демченко. 


— В России неплохо обстоят дела с производством военных самолётов. Но в сегменте коммерческой авиации отечественный авиапром не только отсутствует на внешнем рынке, но и фактически потерял внутренний рынок. В чем, на ваш взгляд, причина такого положения вещей?

— Советский Союз концентрировал основные усилия на поддержании паритета в военной области. До распада СССР мы создали боевые самолёты четвёртого поколения, начали создавать технику пятого.

Что касается коммерческой авиации, то в СССР такого понятия не было. У нас мало задумывались о коммерческой эффективности самолётов, важнее были надежность и низкая аварийность техники, её приспособленность к неразвитой наземной инфраструктуре.

В 90-е годы были запущены в производство новые лайнеры Ил-96 и Ту-204, но их внедрение происходило уже в условиях экономического кризиса и, к сожалению, сильно затянулось.

Мы извлекли уроки из коммерческих и технических результатов предшествующих проектов, проанализировали рынок и политику конкурентов. В программе МС-21 «Иркут» с самого начала учитывал потребности авиакомпаний и создавал самолёт, который обеспечит им эффективный бизнес. Параллельно выстраиваем логистику, отрабатываем систему обучения авиационного персонала, готовим сеть послепродажного обслуживания.

— В 2004–2006 годах интенсивно наращивалось российско-европейское сотрудничество в области авиационной промышленности, существовали обширные планы присоединения России к некоторым европейским проектам. В авангарде этих процессов находилась тогда корпорация «Иркут». Но затем наступила пауза. В чём причина?

— Наша корпорация не прерывала сотрудничества с европейскими партнёрами. В рамках международной промышленной кооперации мы расширяем производства комплектующих для самолётов серии А320. В 2012-м объём поставок увеличился на 25%. Кстати, в ходе авиасалона МАКС-2013 планируем проведение совместного мероприятия с компанией Airbus, приуроченного к поставке юбилейного 500-го комплекта ниши передней стойки шасси. У этого производства есть перспективы увеличения.

Не все проекты удалось реализовать, поскольку изменилась конъюнктура рынка. Для бизнеса это обычная ситуация. Однако о свёртывании сотрудничества я бы говорить не стал.

В рамках программы МС-21 «Иркут» расширяет взаимодействие с рядом европейских компаний, включая таких мировых грандов, как Zodiac и Thales. Причём если раньше мы были подрядчиками у зарубежных фирм, то сегодня «Иркут» выступает заказчиком и, что ещё важнее, интегратором систем и компонентов.

— Олег Фёдорович, с какими производственными результатами корпорация «Иркут» подошла к МАКС-2013? Каковы итоги прошлого и первой половины текущего года?

— Главный результат последних полутора лет — это резкое увеличение объёма производства самолётов по гособоронзаказу. В декабре 2011 года Минобороны России заказало нам крупную партию учебно-боевых самолётов Як-130 (55 единиц. — Прим. ред.), значительная часть которых уже поставлена ВВС.

В 2012 году мы заключили с Минобороны России два контракта на поставку многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ (предусматривают производство в интересах ВВС России 60 истребителей Су-30СМ. — Прим. ред.), и уже в конце года первые боевые машины были переданы российским ВВС.

В июне текущего года мы подписали с ВВС России предварительное заключение по специальным совместным лётным испытаниям Су-30СМ, что открывает дорогу его эксплуатации в строевых частях.

В этом году мы передадим ВВС России свыше 30 истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолётов Як-130.

Для корпорации «Иркут» выпуск нескольких десятков самолётов в год — обычное дело, но массовые и своевременные поставки ВВС России — это предмет нашей особой гордости.

Корпорация сохраняет значительные объёмы экспорта — 42% в общем объёме отгрузок по итогам 2012 года. В июле нынешнего года Минпромторг России по итогам конкурса на звание «Лучший российский экспортёр 2012 года» признал «Иркут» победителем в номинации «Авиастроение (самолётостроение)». Это почётное звание компания получает пятый год подряд.

За последний год мы серьёзно продвинулись в деле создания нового пассажирского самолёта МС-21, чётко придерживаясь намеченного плана программы.

— А каковы финансовые результаты деятельности компании?

— Выручка корпорации «Иркут» по МСФО в 2012 году, третий год подряд, превысила 1,5 млрд долларов США. За 10 лет она возросла более чем в три раза. Портфель заказов корпорации «Иркут» превышает сейчас 10 млрд долларов США.

— Основа бизнеса «Иркута» — производство истребителей Су-30МКИ/Су-30СМ. Программа началась в 1996 году. Как долго ещё будут продолжаться поставки этих машин в индийские ВВС, есть ли перспектива новых контрактов. Каков статус проекта по модернизации Су-30МКИ по стандарту Super 30?

— Программа Су-30МКИ — одна из самых успешных во всей новейшей истории ВТС России. Корпорация «Иркут» заключила контракты на поставку ВВС Индии, Алжира и Малайзии более 330 самолётов и самолёто-комплектов семейства Су-30МКИ. Свыше 250 из них поставлено заказчикам. Интерес к Су-30МКИ со стороны зарубежных покупателей сохраняется.

Взаимодействуя с компанией «Сухой», «Рособоронэкспортом» и корпорацией HAL, мы ведём подготовку к глубокой модернизации самолётов Су-30МКИ ВВС Индии. Однако пока не будут согласованы все вопросы, обсуждать эту программу преждевременно.

— Как возникла идея закупок для ВВС России истребителей Су-30СМ? Это была инициатива политического руководства, военных или промышленности?

— Су-30СМ — это развитие удачного и востребованного семейства Су-30МКИ. Эти машины хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Их эффективность прошла проверку в ходе международных учений, в том числе в дуэльных ситуациях с современными западными истребителями.

Крупносерийное производство самолётов семейства Су-30МКИ за 10 лет отработано практически до совершенства. Стабильно работает кооперация, опирающаяся на долгосрочные контракты на поставку компонентов и материалов. Всё это обеспечивает приемлемую и для заказчика, и для исполнителя стоимость самолётов.

Наши производственные мощности позволяют строить 35–40 самолётов «Су» в год, что позволяет нам своевременно выполнять государственные контракты.

Полагаю, что все перечисленные факторы позволили руководству Министерства обороны принять решение о закупке крупной партии самолётов.

— Как корпорация выполняет контракт на поставки ВВС России УТС Як-130? Сколько машин уже поставлено, есть ли перспективы нового заказа? Какие у этой машины экспортные перспективы?

— Поставки осуществляются чётко по плану. Из заказанных Минобороны 55 самолётов Як-130 в 2012 году нами поставлено 15 машин, в текущем году мы передадим ещё 18 самолётов.

Курсанты Борисоглебской учебной авиационной базы успешно осваивают наши самолёты и хорошо о них отзываются. В начале августа первая группа сдала выпускной экзамен по лётной подготовке на самолётах Як-130. Средний балл государственных экзаменов составил 5.0.

Что касается перспектив новых заказов, то они вполне реальны.

Имеющаяся на ИАЗ сборочная линия позволяет выпускать до трёх самолётов Як-130 в месяц, поэтому мы готовы увеличить производство этих машин как для российских ВВС, так и на экспорт.

Самолёт востребован на мировом рынке, и в ближайшее время мы планируем заключить новые экспортные контракты.


Категория: Новости ВПК | Добавил: War (01.09.2013) | Источник
Просмотров: 4895 | Теги: Су-30СМ, Су | Рейтинг: 1.0/13


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Программа Су-30МКИ — одна из самых успешных в новейшей истории ВТС России здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.