Главная » Военный вестник » Военная история

АЛЕКСАНДР КОЛЧАК- Верховный правитель России



Александр Васильевич Колчак. Адмирал, полярный исследователь, Верховный правитель России 1918-1920 гг.

После гибели Колчака прошло три четверти века, но в России до сих пор
имя его проклято: ставленник Антанты, вешатель Сибири. Но мало кто знает,
что был он храбрейшим морским офицером, кавалером высших боевых орденов. И
никто уже не помнит, что был он полярным путешественником, выдающимся
океанографом, опередившим науку о море без малого на полвека.
Всю жизнь он честно служил России, но долг свой перед Родиной понимал,
конечно, совершенно иначе, чем большевики.
Только теперь о нем можно рассказать, наконец, правду, да и та будет
полуправдой - архивных документов сохранилось немного. Недавно в
специальных журналах появились статьи молодого архивиста Сергея Дрокова, но
самым подробным биографическим очерком до сих пор остается, как ни горько
говорить, - стенограмма допроса.
Я вырос в чисто военной семье, - говорил адмирал, отвечая на вопросы
чрезвычайной следственной комиссии. - Отец мой, Василий Иванович Колчак,
служил в морской артиллерии, ... был приемщиком Морского ведомства на
Обуховском заводе. Когда он ушел в отставку в чине генерал-майора, он
остался на этом заводе в качестве инженера... Там я и родился.



Офицеры крейсера «Память Азова», март 1897 г. (2-ой справа - А.В. Колчак).

В 1888 году - в четырнадцать лет - Колчак поступил в морской кадетский
корпус, где сразу обратил на себя общее внимание. Товарищ его по корпусу
писал позднее: Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным
взглядом живых и выразительных глаз... серьезностью мыслей и поступков
внушал нам, мальчишкам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем
моральную силу, которой невозможно не повиноваться; чувствовали, что это
тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один
офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого
чувства превосходства, как гардемарин Колчак.
Александр увлекался военной историей, артиллерийским и минным делом.
Он неизменно шел лучшим в своем классе и при выпуске в 1894 году был
удостоен первой премии, но решительно отказался от нее в пользу своего
товарища, которого считал способнее себя.
Это, конечно, показательный штрих - ведь только немногие способны на
самопожертвование.
После окончания корпуса Колчак вскоре начал всерьез заниматься наукой.
Я готовился к южно-полярной экспедиции, - говорил он на допросе через два
десятка лет. - У меня была мечта найти южный полюс, но я так и не попал в
плавание на южном океане. Осенью 1899 года, совершенно неожиданно для себя,
Колчак получил предложение Эдуарда Толля - принять участие в плавании на
Заре, в Первой русской полярной экспедиции. И без раздумий согласился,
конечно.
В экспедициях, как известно, люди познаются быстро. Во время
двухлетнего плавания на Заре, во время зимовок и санных путешествий, у
Толля вполне сложилось мнение о Колчаке. Здесь уместно подчеркнуть
несколько штрихов - привести несколько выдержек из дневника начальника
экспедиции.
Наш гидрограф Колчак не только лучший офицер, но он также любовно
предан своей гидрологии, - писал Толль во время плавания. - Эта научная
работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудность соединить
обязанности морского офицера с деятельностью ученого.
А в дневнике санного путешествия, оставшись один на один с Александром
Васильевичем, Толль записывал: Колчак пребывал в трудовом экстазе,...
гидролог бодрее и сохранил достаточно энергии, чтобы дойти сюда, в то время
как я готов был сделать привал в любом месте.
Главной целью экспедиции Толля был поиск неведомой Земли Санникова,
которую с начала XIX века наносили на картах к северу от Новосибирских
островов. Однако поиски таинственной Земли с борта судна закончились, к
сожалению, безрезультатно из-за частых туманов и сложной ледовой
обстановки. Но Толль ни за что не хотел отступать.
Весной 1902 года он решился на отчаянный шаг. Во главе маленького
отряда - всего из 4 человек - он уходит к острову Беннетта. Может быть
оттуда - с высоких ледяных куполов - ему все же удастся увидеть желанную
Землю? Хотя бы увидеть!
Отряд Толля, согласно договоренности, должен был до наступления
морозов возвратиться на Новосибирские острова - там его поджидала
вспомогательная партия. Но в конце декабря, когда все остальные участники
экспедиции уже вернулись в Петербург, никаких известий от Толля еще не
было. Судьба отряда не могла не тревожить, все понимали - нужна помощь.
Предлагалось летом вновь направить шхуну к острову Беннетта, но уголь на
Заре фактически кончился еще во время второй навигации, и доставить его в
бухту Тикси, где зимовала Заря, было невозможно.
Положение казалось совершенно безвыходным, но Колчак предложил до
безумия смелый план - отправиться к острову Беннетта... на простом
весельном вельботе.
Позднее на допросе Колчак вспоминал: Предприятие это было такого же
порядка, как и предприятие барона Толля, но другого выхода не было. Когда я
предложил этот план, мои спутники отнеслись к нему чрезвычайно
скептически... Но когда я предложил взяться сам за выполнение этого
предприятия, то Академия Наук дала мне средства и согласилась предоставить
возможность выполнить этот план так, как я нахожу нужным.
В Архангельском областном архиве мне удалось обнаружить рапорт
уездного исправника о приезде в Мезень Колчака, который отбирал тогда
привычных ко льдам мезенских поморов для своей экспедиции. Этот рапорт тоже
своеобразный штрих. Судите сами, от Архангельска до Мезени более двух сотен
верст, на перекладных - дорога изматывающая. Но Колчак, приехав в Мезень в
9 часов вечера и коротко переговорив с поморами, уже через три часа
выезжает в Долгощелье - еще полсотни верст. Здесь тоже короткое совещание,
и сразу же в обратную дорогу. За двое суток Колчак и не спал, кажется.
Напористость его, быстрая и решительная распорядительность производят
большое впечатление.
Надо отметить еще один штрих - познакомившись с поморами, Колчак
отобрал только холостых - пусть и менее опытных: Михаила Рогачева, Алексея
Дорофеева, Илью Инькова и Алексея Олупкина. Все они понимали, на что идут;
понимали, что экспедиция совершенно необычная - ведь никто и никогда не
отваживался плавать на шлюпке по Ледовитому океану. Риск, конечно, был
чрезвычайно велик.
Колчак, кстати сказать, собирался жениться сразу после плавания на
Заре. Невеста - Софья Федоровна Омирова - ожидала его три года. Но теперь
свадьба была вновь отложена: Не сердись, Сонечка. Вот вернусь.... Наверное,
думалось порой и другое - если вернусь.
В середине мая весь состав экспедиции собрался на мысе Святой нос:
поморы, восемь каюров - якутов и тунгусов, боцман Зари Бегичев и матрос
Зари Железников. А кроме того полторы сотни ездовых собак с десятью
нартами.
Вельбот, поставленный на две нарты, конечно сильно затруднял движение
отряда. Торос, местами очень серьезный для обыкновенных нарт, заставлял нас
постоянно останавливаться, рубить дорогу для вельбота и общими силами
перетаскивать 36-ти пудовую шлюпку через хаотически нагроможденные холмы
ледяных глыб и обломков, - писал Колчак. Собаки еле брели, поэтому всем без
исключения пришлось впрягаться в лямки.
Только 23 мая после изматывающего перехода - более 500 верст по
тяжелым всторошенным льдам - экспедиция достигла острова Котельный. Но
здесь пришлось дожидаться вскрытия льдов, а заодно отдохнуть, убить медведя
и насолить рыбы.
Категория: Военная история | Добавил: War (16.04.2012) |
Просмотров: 6634 | Теги: колчак, история | Рейтинг: 1.0/24


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости АЛЕКСАНДР КОЛЧАК- Верховный правитель России здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.
Читайте также:
Когда началась вторая мировая война

«Пулемет — злейший враг пехоты», — так написано в наставлении, и танкисты прочесали замеченные огневые точки огнем

Армия США хочет, чтобы дроны активнее махали крыльями

Ещё Жуковский говорил, что машущее крыло по определению создаёт намного бóльшую подъёмную силу, чем неподвижное

Российская армия нуждается в "Рыси"

Российская армия нуждается более чем в 3 тысячах бронемашин "Рысь"