Главная » Военный вестник » Военная история

Танк Pz.Kpfw.V “Пантера” - Германия



Танк Pz.Kpfw.V "Пантера” стал наиболее известным германским танком Второй Мировой Войны. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения Вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 г. вела фирма "Неnschel” над перспективным танком 30-тонного класса.

8 июля 1941 г. фирма "Rheinmetall” получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам "Daimler-Benz” и "MAN” был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк, Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота — 2990 мм, двигатель мощностью 650 — 700 л.с, броневая защита — 40 мм, максимальная скорость движения — 55 км/ч. Задание получило условное название — "Пантера” (название "Пантера”, без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 г.).

 

Танк, спроектированный фирмой "Daimler-Benz”, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился А.Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 г. началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве Вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы "MAN”, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой "Пантер-комиссии”.

13 мая 1942 г. Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам; предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы "MAN”. Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие — в августе 1942 г. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок.

Конструкторами Pz.Kpfw.V были главный инженер танкового отдела фирмы "MAN” П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первые два танка V1 и V2, отличавшиеся друг от друга незначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 г., 3 ноября одну из машин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебном полигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки в ходовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживало начало серийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков в довольно сжатые сроки — к 12 мая 1943 г. К тому же поступило неожиданное распоряжение Гитлера вооружить Pz.Kpfw.V "Пантера” 75-мм пушкой с длиной ствола в 100 калибров.

Первая серийная "Пантера” покинула заводской цех фирмы "MAN” 11 января 1943 г. Танки "нулевой” серии (20 единиц) получили обозначение Ausf.А. Они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися с сентября 1943 г. Характерной особенностью первых серийных "Пантер” была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach ML 210 Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей.

Танк Pz.Kpfw.V

С февраля 1943 г. обозначение машин этой серии изменилось на Ausf.D1. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация "Пантеры” получила обозначение Ausf.D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки Pz.Kpfw.V Ausf.D незначительно отличались от прототипов и машин "нулевой” серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели более привычный "Пантеровский” вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили и новую коробку передач типа АК 7-200. Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 г. командирская башенка была аналогична башенке "Тигра”, позже ее заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34. По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

К характерным особенностям машин серии Ausf.D (официально D2) относится отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка и только для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.

Танк Pz.Kpfw.V


Как уже упоминалось, первую партию Pz.Kpfw.V "Пантера” планировалось изготовить к 12 мая 1943 г. — дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском — операция "Цитадель”. Однако в течение февраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, в апреле же вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступления перенесли на конец июня. К концу мая Вермахт получил долгожданные 324 "Пантеры”, что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие проблемы с освоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести в строй еще 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату начала наступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением в войсках первых "Пантер” повлияли на сроки летнего наступления на Восточном фронте в 1943 г.

Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, начиная с августа был установлен ежемесячный производственный план — 250 Pz.Kpfw.V "Пантера. Однако в августе изготовили только 120 танков — в результате бомбежек союзной авиации оказались сильно разрушенными заводы фирмы "MAN” в Нюрнберге и "Daimler-Benz” в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!

С сентября 1943 г. начался выпуск следующей модификации "Пантеры” — Ausf.А. Изменений внесли не много: появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса; ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар стали устанавливать только одну — на левом крыле. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшился с 20° (у Ausf.D) до 18°.

Танк Pz.Kpfw.V


Модификацию Ausf.G - самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 г. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61° (у Ausf.D и Ausf.А - 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя приобрели другую форму. Водитель вместо трех приборов наблюдения получил один поворотный. На три выстрела увеличился боекомплект пушки.

В процессе все возрастающего выпуска танк продолжал совершенствоваться. В машинах выпуска конца 1944 г. был добавлен специальный вентилятор двигательного отсека. Изменилась форма и расположение выхлопных труб, прикрытых пламегасителями. Прожектор перенесли с корпуса на крыло. Поскольку во время попадания снарядов в маску орудия некоторые из них отражались в крышу корпуса и пробивали ее, форма маски пушки была изменена. В нижней части она получила специальный выступ, предотвращавший рикошет снарядов, бронебойных пуль и осколков вниз.

В 1944 г. была выпущена небольшая серия танков модификации Ausf.G с катками, имевшими внутренние резиновые бандажи по типу примененных впервые на САУ "Фердинанд" и повсеместно введенных на поздних "Тиграх".

Танк Pz.Kpfw.V


Проводились эксперименты по использованию на Pz.Kpfw.V "Пантере” различных двигателей: MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт), авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельного Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт). Испытывались и новые варианты трансмиссий — гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводного вождения и опорные катки с внутренней амортизацией. Однако применения на серийных машинах все эти новшества не нашли. Остался нереализованным и огнеметный вариант "Пантеры”.

После прекращения работ над разведывательным танком VK 1602 "Леопард” фирмы "Кгupp” и "Rheinmetall” приступили к проектированию варианта "Пантеры” того же назначения. Предполагалось оснастить машину новой башней с 50-мм пушкой KwK 39 L/60. Этот проект не приняли, так как вооружение его было признано недостаточным, а в разведывательных целях использовались линейные танки.

Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой "AEG” с 1936 г. На командирской башенке "Пантеры” был смонтирован инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял вести наблюдение за местностью на дистанции 200 м. При этом водитель такого прибора не имел и вел машину, руководствуясь указаниями командира. В ноябре 1944 г. Панцерваффе получили 63 Pz.Kpfw.V "Пантера”, оснащенные первыми в мире серийными пассивными приборами ночного видения.

Танк Pz.Kpfw.V


В 1943 г. началось проектирование очередной модификации "Пантеры” – Ausf.F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schrnalturm ("узкая”), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию. В течение 1944 г. изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 г. В итоге толщина брони башни составляла: лоб— 100 мм, борт и корма — 50, крыша — 30. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120 мм, бортовая — до 60, а броня крыши — до 40. Устанавливался новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы "Zeiss”. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

Маска пушки типа Saukopfblende ("свиное рыло”) толщиной 120 мм была подобна примененной на танке "Тигр II”. Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах "Skoda” — она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах "Krupp” и "Skoda”. Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz T8M118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт). До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма "Daimler-Benz” собрала шасси, на котором установили стандартную башню от Ausf.G. В свою очередь, "узкую башню” установили на шасси Ausf.G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего для "Пантеры” Ausf.F изготовили 8 корпусов и 2 башни.

Боевое применение.


Танком Pz.Kpfw.V "Пантера” предполагалось заменить в боевых частях танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, однако темп серийного производства не соответствовал потребностям войск. В конце концов генеральный инспектор танковых войск вермахта генерал-полковник Г.Гудериан после консультаций с министром вооружения А.Шпеером постановил, что перевооружению новыми танками подлежит только один батальон в танковом полку.

В состав батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. При штабе состояло 8 танков, саперный взвод и взвод ПВО, вооруженный самоходными орудиями Mobelwagen или Wirbelwind. Имелась в батальоне и техническая рота, укомплектованная эвакуационными тягачами и различными автомашинами. На практике же организация частей никогда не соответствовала штату. В частях Панцерваффе насчитывалось в среднем 51 - 54 танка "Пантера”, а в войсках СС 61-64. Первыми воинскими частями, которые укомплектовали "Пантерами”, стали 51-й и 52-й танковые батальоны. Их формирование закончилось к 15 июня 1943 г. Они составили 10-ю танковую бригаду (Panther-Brigade 10). В составе войск СС также сформировали бригаду "Пантер”.

Перевооружение "Пантерами” шло довольно интенсивно. Во многих случаях это совпадало с передислокацией танковых частей и соединений или отводом их в тыл для ремонта и пополнения материальной части. Так, например, 16-я танковая дивизия получила новые танки в октябре 1943 г., при переброске из Италии на Украину. До конца 1943 г. было перевооружено по одному батальону во 2, 3, 4, 7 и 19-й танковых дивизиях; 51-й батальон включили в состав 9-й танковой дивизии. В первую очередь "Пантеры” поступали в элитные соединения: танковые дивизии "Gross Deutschland” ("Великая Германия"), "Hermann Goring” ("Герман Геринг”) и другие. Небольшое число танков задействовали и в учебных целях, например, в 1-й танковой школе (1.Panzer Schule). В 1944 г. процесс перевооружения продолжился.

В операции "Цитадель” приняли участие 196 танков. Боевой дебют их не был удачным - только по техническим причинам из строя вышли 162 "Пантеры”. Из-за нехватки тягачей немцам удалось эвакуировать лишь небольшое число танков, 127 машин остались на территории, занятой Красной Армией, и оказались потерянными безвозвратно.

Довольно необычную роль должны были сыграть во время наступления в Арденнах четыре "Пантеры” 150-й танковой бригады СС. Эта бригада, которой командовал обер-штурмбаннфюрер СС Отто Скорцени, предназначалась для ведения боевых и диверсионных действий в тылу союзных войск. В нее набирались солдаты, знающие английский язык, они вооружались трофейным оружием, оснащались трофейным автотранспортом и были одеты в американскую военную форму. "Пантеры” переоборудовали таким образом, что внешне они напоминали американские истребители танков М10. Однако хитроумный замысел немцев быстро провалился. Они не учли, как говорили англичане, "дурацкую привычку янки стрелять куда попало и по чему попало”.

21 февраля 1945 г. фальшивые М10 наткнулись на боевое охранение 120-й американской пехотной дивизии. Рядовой Френсис Куррей, нисколько не обращая внимания на белые звезды на бортах боевых машин, выстрелом из базуки поджег первый танк, а остальные обстрелял ружейными гранатами. Экипажи покинули поврежденные танки. Подошедшие вскоре "шерманы” добили этих "троянских коней”. В результате рядовой Френсис Куррей был награжден медалью Героя. Последним крупным сражением, в котором приняли участие Pz.Kpfw.V "Пантера”, стал контрудар немецких войск в Венгрии, в районе озера Балатон в марте 1945 г. В этих боях особенно отличились экипажи 130-го танкового полка учебной танковой дивизии вермахта (Panzer Lehr Division).

Ценой огромного напряжения сил промышленность в 1945 г. смогла дать фронту 507 "Пантер”. На 1 марта 1945 г. в распоряжении германских танковых частей находилось 1763 линейных танка "Пантера", 169 командирских машин и 256 БРЭМ. Однако стремительно ухудшавшаяся ситуация на фронтах свела на нет все усилия промышленности. На 28 апреля в войсках оставалось следующее количество боевых машин: Восточный фронт - 446 (из них только 288 боеготовых), Западный фронт- 29 (24 боеготовых), Италия - 24 (23 боеготовых). А вот как обстояло дело в различных танковых соединениях. В знаменитой учебной танковой дивизии, находившейся в тот момент на Западном фронте, осталось только семь "Пантер". 26-я танковая дивизия в Италии располагала 24 танками этого типа. В 10-й танковой дивизии СС "Фрундсберг", действовавшей на центральном участке Восточного фронта, имелось 34 "Пантеры", и она считалась одной из наиболее боеспособных. Значительно хуже обстояло дело на южном участке, где в составе трех танковых дивизий СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер", "Рейх" и "Мертвая голова" осталось только 23 "Пантеры". Всего же с 5 июля 1943 по 10 апреля 1945 г. в боевых действиях было потеряно 5629 танков "Пантера". Более поздней статистики нет, но окончательное число уничтоженных машин этого типа несколько больше, поскольку бои с их участием шли в Чехии вплоть до 11 мая 1945 г. На вооружении армий союзников Германии "Пантеры" не состояли, хотя такие попытки предпринимались.

До наших дней сохранилось довольно много танков этого типа. Во Франции их четыре. В экспозиции танкового музея в Самюре имеются две "Пантеры” модификации Ausf.А - одна на ходу, другая стационарная. Два танка находятся в Париже как дар городу от 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка. Две "пантеры” модификации Ausf.G, собранные уже после войны, сохраняются в Великобритании. Одна в танковом музее в Бовингтоне, там же находится и "узкаая башня” Schmalturm. Другая — в военном колледже в Шрайвенхеме, закрытом для посетителей.

Тактико-технические характеристики VK 3002(DB):
боевая масса: 36600 кг;
экпипаж: 5 чел.;
длина: 8625 мм;
ширина: 3270 мм;
высота: 2870 мм;
двигатель: Maybach HL 230 P30 12 цилиндров;
мошность двигателя: 730 л.с.;
бронирование: 40 мм;
вооружение: 75-мм танковая пушка КwK-42 и два 7,92-мм пулемета MG 34;
скорость по шоссе: до 55 км/ч;
запас хода по шоссе: 250 км.

Тактико-технические характеристики PzKpfw V Ausf.G:
боевая масса: 44800 кг;
экпипаж: 5 чел.;
длина: 8660 мм;
ширина: 3270 мм;
высота: 2995 мм;
двигатель: Maybach HL 230 P30 12 цилиндров;
мошность двигателя: 750 л.с.;
бронирование: до 100 мм;
вооружение: 75-мм танковая пушка КwK-42 и три 7,92-мм пулемета MG 34;
боезапас: 75 мм - 81-85 выстрелов, 7,92-мм - 4200-4800 выстрелов;
скорость по шоссе: до 55 км/ч;
запас хода по шоссе: 250 км.

www.weltkrieg.ru



Категория: Военная история | Добавил: War (03.05.2012) |
Просмотров: 14724 | Теги: германия, танки, история | Рейтинг: 1.0/13


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Танк Pz.Kpfw.V “Пантера” - Германия здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.