Главная » Вооружение » Артиллерия

РСЗО 9К51 "Град"




Реактивная система залпового огня (РСЗО) 9К55 "Град-1" полкового звена предназначена для поражения живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей непосредствено на переднем крае фронта.

История

РСЗО 9К55 "Град-1" разработана на базе Полевой реактивной системы М-21 дивизионного звена и предназначена для вооружения артиллерийских подразделений мотострелковых полков и полков морской пехоты.

 Основанием для разработки Полковой реактивной системы залпового огня "Град-1" стало Постановление Совета Министров СССР от 21 января 1970 года за номером №71-26. Головное министерство-разработчик - Министерство машиностроения, генеральный заказчик в/ч 64176. Состав комплекса: Боевая машина 9П138, Боевая машина 9П143, Боевая машина 9П139, Боевая машина 9П144, Транспортная машина 9Т450, Транспортная машина 9Т451, Транспортная машина 9Т450-01, Выстрелы. Головной разработчик системы - Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ныне ФГУП "ГНПП "Сплав"). Боевая машина 9П138 РСЗО "Град-1" была создана в ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (главный конструктор А.И. Яскин) на базе автомобильного шасси высокой проходимости ЗиЛ-131. Для разработки были подготовлены Тактико-технические требования №0010447 на опытно-конструкторскую работу "Полковая реактивная система залпового огня "Град-1".

РСЗО 9К51 "Град"


Приоритет России в создании реактивных систем залпового огня (PCЗО/MLRS) не вызывает сомнений у специалистов. Кроме ошеломившего гитлеровскую армию залпа "Катюш" под Оршей, имеется и официальный документ, подтверждающий такой приоритет. Это патент, выданный в 1938 году трем конструкторам - Гваю, Костикову и Клейменову на многоствольную установку для стрельбы реактивными зарядами.

Им первым удалось добиться высокого для того времени уровня боевой эффективности неуправляемого ракетного оружия, и сделали они это за счет его залпового применения. Одиночные ракеты в 40-х годах не могли конкурировать со снарядами ствольной артиллерии по точности и кучности стрельбы. Стрельба же боевой многоствольной установки (на БМ-13 было 16 направляющих), которая производила залп за 7-10 сек., давала вполне удовлетворительные результаты.

В годы войны в СССР был разработан целый ряд реактивных минометов (так называли РСЗО). Среди них, кроме уже упомянутой Катюши (БМ-13), были БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-13-Н, БМ-31-12, БМ-13СН. Гвардейские минометные части, вооруженные ими, внесли огромный вклад в достижение победы над Германией.

В послевоенный период работы над реактивными системами продолжались. В 50-х годах были созданы две системы: БМ-14 (калибр 140 мм, дальность 9,8 км) и БМ-24 (калибр 140 мм и дальность 16,8 км). Их турбореактивные снаряды для повышения кучности в полете совершали вращение. Следует отметить, что в конце 50-х годов большинство зарубежных специалистов к дальнейшим перспективам РСЗО относилось весьма скептически. По их мнению, достигнутый к тому времени уровень боевой эффективности оружия был предельным и не мог обеспечить ему ведущее место в системе ракетно-артиллерийского вооружения сухопутных войск.

В конце 1961 г. были изготовлены две опытные боевые машины БМ-21, тогда же они прошли заводские испытания. В декаб­ре 1961 г. ГРАУ было представлено две БМ и 500 реактивных снарядов. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались 1 марта 1962 г. на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. В марте-мае опытные БМ-21 про­шли государственные полигонные и войсковые испытания. На них было запланировано произвести 663 выстрела РС и маши­нам совершить пробег в 10 000 км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, на ней произошла по­ломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре были доставлены новые шасси. На этих машинах также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выяв­ленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний Постановлением Совета Министров №372-130 от 28 марта 1963 г. «Град» был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонст­рирована в Кубинке председателю Совмина Н.С. Хрущеву.

РСЗО 9К51 "Град"

Состав

боевая машина 9П138;
 неуправляемый реактивный снаряд 9М28Ф (также могут быть запущены и другие типы НУРС калибра 122 мм);
 транспортная машина 9Т450
 комплект специального арсенального оборудования 9Ф380;
 учебно-тренировочные средства.

 Боевая машина (БМ) 9П138 повторяет основные конструктивные и компоновочные решения БМ-21 Полевой реактивной системы М-21. Артиллерийская часть смонтирована в кормовой части самоходного шасси и представляет собой пакет трубчатых направляющих на поворотном основании. В отличие от БМ-21, пакет направляющих содержит 36 стволов, расположенных в четыре ряда (два верхних ряда имеют по 10 стволов, два нижних — по 8 стволов). В состав артиллерийской части входят также прицельные приспособления, механизмы наведения, а также соответствующее электротехническое и гидравлическое оборудование. Для обеспечения устойчивости при стрельбе в задней части колесного шасси предусмотрены откидные упоры с домкратами. По сравнению с БМ-21 пакет направляющих расположен на меньшем расстоянии от поверхности земли, что существенно упростило процесс заряжания боевой машины.

 Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу. Для воспламенения порохового заряда реактивного снаряда имеются аккумуляторные батареи, используемые в качестве источников тока, и датчик импульсов. Работой датчика импульсов тока можно управлять как из кабины, так и дистанционно с помощью выносной катушки на расстоянии до 60 м от БМ. Стрельбу можно вести в диапазоне температур окружающего воздуха от -40° до +50°С.

 БМ 9П138 размещена на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Оснащена V-образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с. при 3200 об./мин. Сцепление — однодисковое сухое, коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами для включения 2, 3, 4 и 5-й передач. Ходовая часть выполнена по колесной формуле бхб. Управляемыми являются колеса переднего ведущего моста. Подвеска этого моста — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов — балансирная, на продольных полуэллиптических рессорах. Шасси имеет централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. При движении по шоссе БМ 9П138 развивает максимальную скорость 80 км/час. Проходимость ее на пересеченной местности достаточно высока, без предварительной подготовки машина форсирует броды глубиной до 1,4 м.

 БМ может перевозиться по воздуху в кабинах средних военно-транспортных самолетов. В состав оборудования входят УКВ радиостанция и средства пожаротушения.

 Стрельба может вестись всеми типами боеприпасов, разработанных для Полевой реактивной системы М-21:

9М28Ф с осколочно-фугасной головной частью (штатный)
М-21ОФ c осколочно-фугасной головной частью
9М22С (МЗ-21) c зажигательной головной частью
9М28С с зажигательной головной частью
9М28Д с агитационной головной частью
9М28К c кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами
3М16 с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами
9М519-1...7 комплект снарядов с кассетными головными частями в снаряжении передатчиками помех, работающими в КВ и УКВ диапазонах радиосвязи
 9М43 с головной частью для создания дымовых заграждений
9М521 с осколочно-фугасной головной частью
9М522 с отделяемой осколочно-фугасной головной частью
9М217 с кассетной головной частью в снаряжении самоприцеливающимися боевыми элементами
9М218 с кассетной головной частью в снаряжении кумулятивно-осколочными боевыми элементами

РСЗО 9К51 "Град"

На этапе полигонной отработки для деталей корпусов снарядов использовались прогрессивные способы формообразования заготовок, производилось дальнейшее совершенствование технологических процессов, рассматривались предложения по обеспечнию высокой технологичности.

 Детали и сборочные единицы корпусов снарядов системы "Град-I" с точки зрения применяемых материалов, режимов термообработки, гальванических, лакокрасочных и теплозащитного покрытий аналогичны штатным снарядам системы "Град".

 Для изготовления деталей и сборочных единиц не требуется специального оборудования. Для нанесения лакокрасочных, гальванических и ткплозащитных покрытий используется то же оборудование , что и для деталей штатных снарядов системы "Град".

 Коэффициент использования материалов для корпусов снарядов имеет то же значение, как и для штатных снарядов и не ниже нормативного Км≥0,6.

 Исходя из технологического анализа изготовления корпусов снарядов системы "Град-I", следует отметить, что в конструкции используется значительное количество заимствованных деталей и сборочных единиц штатных снарядов системы "Град", а также сборочные единицы и детали, незначительно отличающиеся в части отработки технологических процессов.

 Кроме того, отработана технология изготовления оригинальных деталей, входящих в конструкцию снаряда системы "Град-I".

 Как показал общий технологический анализ изготовления корпусов снарядов системы "Град-I" и основные показатели технологичности...технологичность конструкции корпусов снарядов системы "Град-I" выше технологичности корпусов снарядов системы "Град".

 В 1972 году были завершены полигонно-войсковые испытания и система была рекомендована  комиссией по проведению указанных испытаний на вооружение Советской армии в следующем составе:
 боевая машина на колесном шасси "ЗИЛ-131";
 транспортная машина на колесном шасси "ЗИЛ-131";
 неуправляемые реактивные снаряды с боевыми частями осколочно-фугасного действия и зажигательной в снаряжении электронными элементами;
 сменный пакет направляющих боевой машины для стрельбы снарядами М-14ОФ.

 На этапе полигонно-войсковых испытаний были получены характеристики системы , удовлетворяющие тактико-техническим требованиям:
 максимальная дальность стрельбы с осколочно-фугасной головной частью - 15 км;
 кучность стрельбы:  по дальности Вд/Х = 1/272;   по направлению Вб/Х = 1/117;
 количество направляющих боевой машины - 36 шт;
 возимый боекомплект на транспортной машине - 54 снаряда (1,5 боекомплекта).

 Кроме осколочно-фугасной боевой части в снаряде 9М28 применялись штатные боевые части снарядов 9М23 и 9М22С.

 Эффективность действия снаряда с осколочно-фугасной боевой частью была выше по сравнению со штатным снарядом М-21ОФ:
 по живой силе (Еуб = 10кгм/см2) в 1,2 раза;
 по небронированной технике (Еуб = 135 кгм/см2) в 2,8 раза;
 по легкобронированной технике (Еуб = 240 кгм/см2) в 4,1 раза.

РСЗО 9К51 "Град"

Боевое применение

Боевое крещение комплекс получил в марте 1969 г. на острове Даманский в ходе конфликта между СССР и КНР.

 В 70-90 гг. комплекс «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире. «Град» успешно применялся в са­мых различных климатических условиях - в Азии, Африке и Латинской Америке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм 122
Количество направляющих 36
Расчет, чел. 3
Габариты БМ в походном положении , мм:
            - длина
            - ширина
            - высота

6900
2500
2480
Угол возвышения, град:
            - минимальный
            - максимальный

0
55
Угол горизонтального обстрела, град:
            - вправо от оси БМ
            - влево от оси БМ

75
106
Скорость наведения электроприводом, град/с:
            - по углу возвышения
            - по азимуту

2.6
8.5
Время полного залпа, с 18
Время перезаряжания, мин 7
Максимальный угол возвышения, град 55
Максимальный запас хода, км 525


РСЗО 9К51 "Град"

Видео РСЗО "Град"
Категория: Артиллерия | Добавил: Mashtuk (26.06.2012) |
Просмотров: 18452 | Теги: рзсо, ГРАД | Рейтинг: 1.0/21


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости РСЗО 9К51 "Град" здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.