Главная » Вооружение » Авиация и флот

АПЛ проекта 955 «Борей» - по классификации НАТО «Borei»


Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История 

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

АПЛ проекта 955 «Борей»

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

 В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

 15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

 Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

 Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.


АПЛ проекта 955 «Борей»

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

АПЛ проекта 955 «Борей»

Силовая установка

 Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

 В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

 Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).



Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955 
(эскиз из коллекции Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru)

АПЛ проекта 955 «Борей»

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

 Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

 Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.
 
6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:
МГ-104 "Бросок"
МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК:

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;
Дальность обнаружения целей ГАК - более 220-230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических це­лей - не менее 30.

 Подъемно-мачтовые устройства включают: командирский перископ «Лебедь-21», РЛК МРКП-59 «Радиан-У», система спут­никовой связи «Синтез» и т.д.

АПЛ проекта 955 «Борей»

Модификации

пр.955 (Б) - ПЛАРБ с двухвальной ДУ и с постройкой с использованием задела по ПЛАРК пр.949. Начало перепроектирования - сентябрь 1998 г., планируемое окончание проектирования - первая половина 1999 г. Не строилась. Существование проекта не подтверждено, но задел по ПЛАРК пр.949А К-135 "Волгоград" и К-160 "Барнаул" использовался при строительстве ПЛАРБ пр.09551. 

пр.955А / 955У / 955М / 09552 "Борей-А" - ПЛАРБ, задел головной лодки "Святитель Николай" готовится на ПО "Севмаш" в течение 2009 г., строительство фактически начато в декабре 2009 г. (22 декабря 2009 г.). Официальная закладка ПЛАРБ была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. По данным СМИ пр.955А будет отличаться модернизированным оборудованием (БИУС, электроника), энергетикой и ракетным комплексом с БРПЛ "Булава-М" с 20 БРПЛ. Корпусные конструкции проекта модернизированы по сравнению с ПЛАРБ пр.09551.

По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 "Святитель Николай" (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки - она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК "Иртыш-Амфора". Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения - планируется использование новой паропроизводящей установки.

Контракт на разработку проекта 955А заключен между Минобороны России и ОАК / ЦКБ МТ "Рубин" 9 ноября 2011 г. Стоимость разработки по контракту - 39 млрд.руб.


Компоновочная схема ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий" (автор - Deep Blue Sea, http://paralay.com)


Церемония официальной закладки ПЛАРБ "Князь Владимир" пр.955А на ПО "Севмаш" в Северодвинске, 30.07.2012 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга

К-535 «Юрий Долгорукий»

К-550 «Александр Невский»

«Владимир Мономах»

«Князь Владимир»

ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ проекта 955
  • Экипаж - 107 чел (в т.ч. 55 офицеров)
  • Длина -160 м
  •  Ширина:
  • - 13,6 м
  • - 16 м (Апальков) 
  • Осадка средняя:
  • - 9.68 м
  • - 11 м (Апальков) 
  • Водоизмещение надводное:
  • - 14720-16000 т (оценка)
  • - 14800 т (Апальков)
  • Водоизмещение подводное:
  • - 21000-24000 т (оценка)
  • - 24000 т (Апальков)
  • Скорость надводного хода - 15 уз
  • Скорость подводного хода - 29 уз
  • Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях - 5 уз
  • Глубина погружения предельная - 450-480 м (по разным данным)
  • Глубина погружения рабочая - 380-400 м (по разным данным)
  • Автономность - 90 суток (по запасам)
Источники

Категория: Авиация и флот | Добавил: War (02.10.2012) |
Просмотров: 36060 | Теги: АПЛ | Рейтинг: 1.0/28


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости АПЛ проекта 955 «Борей» - по классификации НАТО «Borei» здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.