Главная » Вооружение » Авиация и флот

Атомный крейсер «Адмирал Нахимов»:взгляд в будущее
(ТАРК) «Адмирал Нахимов»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй
  • До 1992 года имел название «Калинин»
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.

(ТАРК) «Адмирал Нахимов»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск.

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.

(ТАРК) «Адмирал Нахимов»

Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.

Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта – целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации – перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.

(ТАРК) «Адмирал Нахимов»

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.


Характеристики крейсера Адмирал Нахимов


пр.1144 пр.11442
Экипаж 759 чел (в т.ч. 120 офицеров) 760 чел (в т.ч. 120 офицеров)
Длина 250.1 м 250.1 м
Ширина 28.5 м 28.5 м
Осадка 7.8 м (габаритная - 10.33 м) 7.8 м (габаритная - 10.33 м)
Водоизмещение стандартное 23750 т 24300 т
Водоизмещение полное 25860 т 26396 т
     
Скорость полного хода 31 уз 31 уз
Скорость хода на резервном "неатомном" паре 17 уз  
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре 1000 миль  
Автономность 60 сут 60 сут

topwar.ru
cruiser080.blogspot.com
militaryrussia.ru


Обновлено:02.08.12

Устаревшее оборудование крейсера «Адмирал Нахимов», находящегося сейчас в доке завода «Севмаш» в Северодвинске, будет утилизировано в два этапа. Первый должен завершиться уже до 20 ноября 2013 года — из корпуса корабля демонтируют более 6 тыс. составных частей. Переработка еще 2,4 тыс. деталей запланирована на следующий год.

— Оборудование этого корабля содержит 53 т алюминиевых сплавов, 66 т легированной стали, 115 т медьсодержащих сплавов и 644 т черных металлов (углеродистая сталь), — рассказал «Известиям» председатель совета директоров металло-перерабатывающего завода «Аскона» Иван Пальченко. — Полученный в результате лом превратится в слитки металлов конкретных марок и будет передан металлургическим заводам.

Министерство обороны, решив сохранить корпус и ядерную установку «Адмирала Нахимова», заложило на обновление крейсера 50 млрд рублей. Из них 20,1 млн будет затрачено на демонтаж и переплавку оборудования и составных частей крейсера. По словам Пальченко, эти деньги вернутся в бюджет с прибылью — металлургические предприятия смогут получить за продажу ценных металлов гораздо большую цену.

Всего из «Адмирала Нахимова» «добудут» 878 т металла и еще 97,9 т неметаллических деталей оборудования, которые будут уничтожены. Потенциально самый современный корабль ВМФ станет «донором» для производителей алюминия, меди, бронзы, латуни — это 25% от общего объема металлов, подлежащих переработке. Остальное приходится на сталь и чугун. В итоге «большой приборки» от корабля, построенного еще в советское время, останутся только корпус и атомная силовая установка.

 — Модернизировать крейсер — это отличный вариант, потому что построить новый корпус такого проекта сложно, тяжело и затратно, — рассказал «Известиям» контр-адмирал Владимир Захаров, возглавлявший направление материально-технического обеспечения Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба. — В советское время при постройке кораблей закладывали очень хороший металл с повышенным запасом прочности.

 — Что касается крейсера, то корпус остается прежний, он может служить и служить еще. А вот в силовой установке произойдут изменения, необходимо какое-то совершенствование. Наука же не стоит на месте, — согласен с такой судьбой корабля и зампредседателя комитета по обороне Госдумы Франц Клинцевич.

Впрочем, эксперты предупреждают, что серьезных трудностей в процессе модернизации крейсера не избежать — «Адмирал Нахимов», как и другая советская техника, разрабатывался без учета будущего обновления корабля.

— Под старый корпус новые детали подобрать будет очень сложно, потому что мы не делали, как делают, например, американцы: они при постройке корабля сразу закладывают в проект модернизационный потенциал. Они готовы и через 20 лет на этих параметрах ставить всё новое, — пояснил контр-адмирал Владимир Захаров.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» был заложен на Николаевской верфи в 1982 году, в 1989-м сдан ВМФ. Это третий из четырех кораблей проекта 1144 «Орлан», в строю из них сейчас находится только «Петр Великий». Планируется, что модернизированный и перевооруженный «Адмирал Нахимов» вернется в строй ВМФ в 2018 году.

izvestia.ru
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (30.07.2013) |
Просмотров: 46203 | Комментарии: 1 | Теги: флот, ВМФ, крейсер | Рейтинг: 1.0/21


Похожие статьи
Всего комментариев: 1
1  
Крейсера надо восстановить !

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Атомный крейсер «Адмирал Нахимов»:взгляд в будущее здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.