Главная » Вооружение » Авиация и флот

Баллистические ракеты КНР - убийцы авианосцев




Как утверждают военные аналитики, в самом ближайшем будущем Китай может начать развертывание баллистических ракет DF-21 наземного базирования в противокорабельном варианте, способных поражать движущиеся морские цели. Предполагается, что использование таких БР позволит уничтожать авианосцы, несмотря на наличие разнообразных средств противовоздушной и противоракетной обороны на авианосных ударных группах

Это поможет Поднебесной в значительной мере усилить влияние своего флота на прилегающем к побережью КНР морском театре военных действий, создать серьезную угрозу (по крайней мере на данном ТВД) американским ВМС, мощь которых опирается прежде всего на «плавающие аэродромы»

Проблемы остались

Кстати, история применения ракетного оружия для борьбы с кораблями противника берет начало отнюдь не в прошлом веке, а гораздо раньше. И здесь проявили себя новаторами наши соотечественники. Известно, что в 1834–1838 годах российский военный и изобретатель А. А. Шильдер работал над возможностью использования боевых ракет во флоте и предложил осуществлять их запуск с подводных лодок. Постройка разработанной Шильдером металлической субмарины клепаной конструкции была начата в марте и закончена в мае 1834 года в Петербурге на Александровском литейном заводе. Она как раз и предназначалась для нанесения ударов пороховыми ракетами по неприятельским кораблям, стоящим на якоре, а также по вражеским эскадрам, следующим через проливы.

Первые же проработки и эксперименты с управляемыми баллистическими ракетами, которые могли применяться для решения противокорабельных задач, проводились в Советском Союзе в 60–70-х годах, в общем-то, по той же причине, по какой сегодня этим занимаются китайцы. Но тогда наша ракета Р-27К находилась только в опытной эксплуатации и не была принята на вооружение.

Однако время изменилось, а проблемы остались. Вместе с тем, по мнению зарубежных экспертов, современные технологии позволяют создать боеголовку баллистической ракеты с радиолокационной системой наведения или инфракрасной системой для обеспечения поражения крупных движущихся целей вроде авианосца или другого боевого корабля большого водоизмещения.

Сегодня впереди планеты всей


Пресса, опираясь на информацию американской разведки и предположения аналитиков Пентагона, сообщила, что в Поднебесной, возможно, ведется разработка противокорабельного оружия принципиально нового класса. По данным Военно-морского института США (The United States Naval Institute, неправительственная организация. – Прим. ред.), сведения об этом вооружении были опубликованы в одном из китайских специализированных изданий, которое американские военные эксперты считают достаточно надежным источником. Затем перевод и более подробное описание ракетной системы появились на военно-морском портале Information Dissemination.



Речь идет о баллистических ракетах, предназначенных для поражения надводных кораблей, в первую очередь авианосцев. Новое вооружение получило условное обозначение Anti-Ship Ballistic Missile (ASBM). Предполагается, что его разработка ведется на базе ракеты среднего радиуса действия DF-21 (Dong Feng 21, другое обозначение CSS-5) с дальностью стрельбы около 1500 километров.

Баллистический ракетный комплекс (БРК) со стратегической ракетой DF-21 «Дунфэн-21» стал поступать на вооружение Народно-освободительной армии Китая с 1991 года. Сейчас мобильная малогабаритная двухступенчатая «Дунфэн-21А» заменяет «Дунфэн-3» на ракетных базах «Цзяньшуй», «Тонхуа», «Ляньсиван», где развернуто около 50 таких БР. Отсюда они способны поразить цели, расположенные в Северной Индии, на территории государств Центральной Азии, а также Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. На базе ракеты DF-21 создается новая ракета DF-21X средней дальности, способная пролететь 3000 километров, на которой для повышения точности попадания в системе управления предполагается использовать технологию GPS. На разработку уйдет около десяти лет, мощность боезаряда на ракете должна составить 90 килотонн.

ASBM оснащена сложной системой наведения с радиолокационной головкой самонаведения и селекцией целей на оконечном участке траектории, которая, вероятно, напоминает систему управления, установленную на американской БР Pershing II. Однако, как известно, эти ракеты в конце 80-х годов были сняты с вооружения армии США и уничтожены по договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В то же время система самонаведения Pershing II предназначалась для поражения наземных хорошо защищенных целей с точностью до 30 метров и наведение производилось по сравнению с эталонным радиолокационным изображением местности. Такая точность заставляла задуматься о защищенности своих командных пунктов.

В предполагаемой системе радиолокационного самонаведения китайской ракеты ASBM в качестве основных объектов поражения выбраны подвижные морские цели типа крупного боевого корабля и авианосца. А подобная задача не менее сложна, чем та, которая возлагалась на БР Pershing II. Поэтому скорее всего система самонаведения ракет на базе DF-21 больше похожа на головки самонаведения (радиолокационные визиры) крылатых противокорабельных ракет, тем более что, как уже упоминалось, некоторые из них имеют большую сверхзвуковую скорость, соизмеримую со скоростью полета боевого блока баллистической ракеты средней дальности. Аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM (США) и Х-15 (Россия) – примеры ракет «воздух-поверхность» средней дальности с ИНС. Противокорабельный вариант Х-15С был оснащен радиолокационной головкой самонаведения (РЛГСН) на конечном участке полета.

Однако вернемся к китайской баллистической противокорабельной ракете ASBM. По мнению экспертов, появление такого оружия может значительно повысить защищенность континентального Китая с морских направлений. Парируя угрозу появления у своих границ надводных соединений противника, ASBM способна радикально изменить характер боевых действий в прибрежных морях, а заодно перспективы развития и существующие программы строительства авианосцев.

Нет альтернативы?

Последнее заявление вызывает споры, так как долгие научно-исследовательские поиски надежных средств борьбы с авианосными ударными соединениями США еще в Советском Союзе не привели к существенным результатам. И удачная альтернатива концепции, гласящей, что главный противник авианосца – авианосец, по-видимому, не найдена до сих пор. Причем решению этой проблемы в ВМФ СССР уделялось огромное внимание, она являлась второй по значимости после стратегической задачи – нанесения ядерного удара по береговым объектам потенциального противника и уничтожения его ПЛАРБ. По мнению ряда специалистов, для наших сил, оперировавших в Мировом океане и над его просторами, борьба с американскими авианосцами стояла на первом месте. Для этого кроме подводных лодок с крылатыми ракетами, ракетных крейсеров и морской ракетоносной авиации привлекалась дальняя авиация.

Как утверждают информационные агентства, ASBM может пролететь около 1800–2000 километров. Это расстояние ракета преодолевает за 12 минут. В середине 2011 года китайская газета China Daily напечатала небольшой материал, подготовленный на основе комментариев начальника Генерального штаба НОАК Чэнь Биндэ. В заметке сообщалось, что дальность стрельбы противокорабельной БР DF-21D, основанной на «революционных технологиях», составляет 2700 километров.

Это позволит китайским военным контролировать зоны возможной конфронтации между Пекином и Вашингтоном, связанной с разногласиями по поводу дальнейшей судьбы островного государства на Тайване.

По предположению аналитиков, благодаря энергетическим возможностям и габаритам двухступенчатой пятнадцатитонной ракеты она сможет нести боевой заряд (в неядерном снаряжении около 500 килограммов) достаточной мощности для нанесения серьезных повреждений крупным надводным кораблям, включая и авианосцы. Отдельные специалисты предполагают, что ASBM способна потопить даже самый большой американский авианосец с первого попадания. Кстати, штатная версия ракеты DF-21 оснащается 300-килотонной ядерной боеголовкой.

Есть предположение, что китайская противокорабельная БР будет наводиться на цель с помощью спутников, радиолокационных систем или получать информацию о цели от беспилотных летательных аппаратов. Однако известно, что Поднебесная не располагает собственной полнофункциональной спутниковой навигационной системой. КРНС «Северный Ковш» («Большая Медведица») BeiDou-2 на 2 декабря 2011 года имела шесть из необходимых ей 30 НКА, а BeiDou-1 состоит из трех НКА. Надеяться же на американскую GPS в случае конфликта с США (а никакая другая страна не располагает авианосным флотом, для уничтожения которого требуются столь мощные вооружения), разумеется, нечего. В то же время Китай может воспользоваться российской космической системой навигации ГЛОНАСС, которая в последнее время заметно наращивается и проталкивается на международном рынке, или своей Beidou.

Сейчас известно, что Китай разрабатывает новую загоризонтную радиолокационную станцию, которая сможет обнаруживать крупные корабли типа авианосцев на расстоянии до трех тысяч километров и использовать эти данные для направления ракет. Аналогичные радары применялись в США и СССР для обнаружения тяжелых бомбардировщиков и пусков межконтинентальных баллистических ракет. В настоящее время загоризонтные РЛС различных модификаций стоят на вооружении России, США, Китая и Австралии. Более поздние модификации подобных станций были ориентированы на решение задачи контроля надводной обстановки.

Здесь можно вспомнить береговой загоризонтный радар поверхностной волны (БЗГР) «Подсолнух-Э» коротковолнового диапазона радиоволн, который предназначен для применения в береговых системах контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны прибрежного государства. Он создан в российском ОАО «НПК «НИИДАР».

Новые радиолокационные станции китайского производства предположительно могут использоваться для борьбы с авианосцами ВМС США в комплексе с противокорабельными ракетами DF-21.

Вероятно, противокорабельная баллистическая ракета ASBM имеет малую заметность (технология «Стелс») для РЛС и обладает повышенным уровнем маневренности, делающим траекторию полета малопредсказуемой для противника. Как полагают в американском военном ведомстве, испытания «убийц авианосцев» могли быть проведены еще в 2005–2006 годах.

Остается не совсем ясным, насколько противокорабельная версия китайской ракеты DF-21, если она в действительности существует, а не является очередной «уткой», продвинулась в возможностях поражения движущихся морских целей. Также неизвестно, сумели ли китайские ученые и конструкторы создать малогабаритную головку самонаведения (ГСН) с уникальными характеристиками для боевого блока баллистической ракеты, а также систему управления маневрами боевого блока по командам этой ГСН.

Уже в начале 80-х годов для поражения авианосных и крупных десантных соединений вероятного противника на подходах к берегам европейской части СССР и стран Варшавского договора на базе баллистической ракеты средней дальности 15Ж45 подвижного комплекса «Пионер» и систем целеуказания ВМФ МКРЦ «Легенда» и МРСЦ «Успех» Московский институт теплотехники (МИТ) прорабатывал береговую разведывательно-ударную систему (РУС). Работы по этой системе были остановлены в середине 80-х годов из-за больших расходов на создание и в связи с переговорами по ликвидации ракет средней дальности. А по классу китайский противокорабельный аналог соответствует этой разработке.

А что будет дальше с противокорабельными БР, покажет время…

 Автор Александр Карпенко

 Первоисточник http://vpk-news.ru
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (20.04.2012) |
Просмотров: 15660 | Теги: ракеты, китай | Рейтинг: 1.0/20


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Баллистические ракеты КНР - убийцы авианосцев здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.