Главная » Вооружение » Авиация и флот

Cторожевые корабли (корветы) проекта 20380 - "Стерегущий"
многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380

Многоцелевой сторожевой корабль пр.20380 ближней морской зоны (корвет) "Стерегущий" (экспортная модификация "Тигр") предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

История

Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией пр.12441 (головной корабль Новик", заложен в 1997 г. на верфях судостроительного завода "Янтарь"). В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командование ВМФ приняло решение начать строительство более простого и дешевого типа кораблей – корветов пр.20380.

Непосредственное строительство корвета осуществляло ОАО судостроительный завод "Северная верфь" (ОАО ССЗ "Северная верфь") в г.Санкт-Петербурге. Первый (головной в серии) корабль пр.20380 "Стерегущий" был заложен в декабре 2001 г. (в 2006 г. спущен на воду, в 2007 г. прошел государственные испытания, в феврале 2008 г. вошел в боевой состав соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота России), второй ("Сообразительный") и третий ("Бойкий") в 2003 г. и в 2005 г. соответственно.

В создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, ЦНИИ имени Крылова и др.). При этом был внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.

СКР "Стерегущий"

СКР "Стерегущий" - головной корабль пр.20380

корвет "Сообразительный"

Корвет "Сообразительный"

Корвет "Бойкий" пр.20380

Корвет "Бойкий" пр.20380

Конструкция

Корпус корвета "Стерегущий" является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, является одной из главных особенностей корвета и отечественным "ноу-хау".

Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойного стеклопластика. Корпус и надстройка выполнена с учетом требований технологии "стелс". Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки (ГЭУ). В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

корпус стальной гладкопалубный

Корпус стальной гладкопалубный

Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для кораблей такого водоизмещения, размещен противолодочный вертолет типа Ка-27 с ангаром, взлетно-посадочной площадкой и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

В целом от имеющихся на вооружении противолодочных кораблей корвет "Стерегущий" отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4 тыс. морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 100 человек. Модульный принцип строительства корвета "Стерегущий" снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет его жизненного цикла.

Двигательная установка


ГЭУ корвета представляет собой двухвальную дизельную установку в составе 4 двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага.

Дизельный двигатель 16Д49

Дизельный двигатель 16Д49

Защита

Особое внимание в новом корвете уделено его защите и повышению живучести за счет широкого использования технологий "стелс". На всех вариантах корвета пр.20380 реализованы новейшие достижения по снижению его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) с 0,5 до 0,1.

Кроме того, на кораблях всех вариантов пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в т.ч. по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Вооружение

Корабль оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.

Основу вооружения корвета составляет противокорабельный ракетный комплекс "Уран" в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (8 ПКР Х-35). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК типа "Кортик", ПЗРК "Игла" и двумя артиллерийскими комплексами АК-630М. Артиллерийское вооружение представлено новой 100-мм артустановкой АК-190 (боезапас 332 снаряда). Торпедное вооружение представлено двумя четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами "Пакет", которые могут применять противолодочные торпеды и ракеты. Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС "Сигма", включает гидроакустический комплекс типа "Заря" с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станицю с гтюкой протяженной буксируемой антенной и РЛС типа "Позитив-М". Для самообороны и защиты от пиратов на борту корабля могут быть установлены 2 тумбовые 14,5-мм пулеметные установки. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов.

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Модульный принцип строительства кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих установить на них противокорабельные ракетные комплексы типа "Оникс" ("Яхонт") или "Клаб", а также корабельный ЗРК "Риф-М" коллективной обороны.

Оборудование

БИУ "Сигма-20380"
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания
"Фуркэ-2" разработки НИИРТ концерна ПВО "Алмаз-Антей"
Диапазон радиоволн - Е
РЛС целеуказания ПКР "Монумент-А" в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
Система целеуказания универсальная 5П-10 «Пума-02» с оптико-электронным визиром
РЛС целеуказания 2 х "Сандал-В"
Навигационные РЛС 1 х "Пал-Н"
2 х МР-231-2
Навигационный комплекс "Чардаш-20380"
система спутниковой навигации СН-3101
Аппаратура госопознавания 3 х "Пароль"
Комплекс РЭБ ТК-25-2
ГАК / ГАС
ГАК "Заря-2" в носовом бульбе - производство ГАК осуществляет таганрогский завод "Прибой", опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР "Заря-85" по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК "Заря-2" на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода "Прибой". В 2009 г. проведен первый этап работ - проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О  ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ "Северная верфь" в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

Буксируемая ГАС с ГПБА "Виньетка-М" (зав.№1001 - "Минотавр-М")

Опускаемая ГАС "Анапа" / "Анапа-М"
Комплекс связи "Рубероид"
Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380

Антенный пост РЛС "Фуркэ-2

Антенный пост РЛС "Фуркэ-2

Модификации

пр.20380 (зав.№1001) - головной корабль проекта, СКР / корвет.

пр.20380 (серийные корабли) - серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.

пр.20380М / пр.20385 - ГРЕМЯЩИЙ -  усовершенствованная модификация пр.20380- увеличена до 16 ячеек ВПУ ЗРК "Редут", ударное ракетное вооружение в 8-ячеечном УКСК. Головной корабль - контракт на строительство №253/05/2/К/0546-06 подписан 27.03.2006 г. (на поставку корвета пр.20385 зав. №1005), корабль заложен 27.05.2011 г. В марте 2011 г. сообщалось, что заключен контракт на строительство 9-11 кораблей проекта. В некоторых западных источниках считается отдельным типом кораблей (GREMYASHCHY class).

пр.20380П / 20381 - пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

пр.20382 «Тигр» - экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР "Яхонт"  или "Калибр", ЗРПК "Каштан-М". В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир.

пр.20383 - пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).



ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ

  пр.20380 пр.20385
Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
Длина по ватерлинии 90 м  
Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
Ширина по ватерлинии 11.1 м  
Осадка - 3.7 м (по килю)
- 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
- около 8 м
Водоизмещение стандартное 1800 т  
Водоизмещение полное
2000 / 2200 / 2220 т (по разным данным) 2200 т

www.arms-expo.ru
militaryrussia.ru
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (11.04.2013) |
Просмотров: 24385 | Комментарии: 2 | Теги: флот, ВМФ, корветы | Рейтинг: 1.0/14


Похожие статьи
Всего комментариев: 2
1  

2  
таких фрегатов надо много!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Cторожевые корабли (корветы) проекта 20380 - "Стерегущий" здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.