Главная » Вооружение » Авиация и флот

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31




Дальний истребитель-перехватчик, первый советский истребитель четвертого поколения.

История

Основными причинами создания сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего действия МиГ-31 явилась разработка и принятие на вооружение в США стратегических крылатых ракет (СКР), бомбардировщика средней дальности FB-111, способного действовать на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начало работ над стратегическим многорежимным самолетом AMSA - прообразом самолета В-1. В отличие от своих предшественников новый самолет, шедший на смену Ту-128, рассматривался как тяжелый барражирующий истребитель-перехватчик, способный автономно вести эффективную борьбу с СКР и другими целями в широком диапазоне высот в автоматическом режиме. Исследования по его созданию в 60 гг. начали ОКБ Микояна, Яковлева и Туполева. В начале 70 гг. приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «Заслон».

Самолет, по постановлению СМ СССР от 24.05.1968 г., проектировался в трех вариантах - истребитель-перехватчик Е-155МП в составе авиационного всевысотного комплекса перехвата воздушных целей (С-155М), фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МРБ и разведчика E-155MP. Начало совместных государственных испытаний планировалось в 4 квартале 1971 г. В 1971 г. окончательно была утверждена компоновочная схема, представляющая собой глубокую модернизацию истребителя-перехватчика МиГ-25П. Она отличалась неподвижным трапециевидным крылом, двухместной кабиной экипажа, двумя турбореактивными двухконтурными двигателями форсажными (ТРДДФ) Д-30-Ф-36 (Пермское МКБ, главный конструктор П.А.Соловьев) и конформной подвеской ракет большого радиуса действия. Полномасштабное проектирование самолета Е-155МП началось в 1972 г. на основе проекта 518-55 (Генеральный конструктор Р.А.Беляков). В создание нового самолета большой вклад внесли В.А. Архипов, Г.Е. Лозино-Лозинский (главный конструктор с 1976 г.), К.К. Васильченко (в 1978-1985 гг. возглавил работы), А.А. Белосвет и Э.К. Кострубский, который поочередно были руководителями темы.

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Опытный прототип Е-155МП / МиГ-25МП (борт №831, изделие 83/1) изготовлен опытным производством ОКБ МиГ (завод ММЗ им. А.И.Микояна, г.Москва) весной 1975 г. Первый полет совершен на аэродроме ЛИИ в Раменском 16 сентября 1975 г. (летчики - А.В.Федотов и В.С.Зайцев). Второй экземпляр Е-155МП-831 с комплексом РЛС "Заслон" вышел на испытания в 1976 г. Два экземпляра самолета Е-155МП приняли участие в первом этапе ("этап "А") совместных государственных испытаний.

Два самолета первой установочной серии (МиГ-31, изделие "01", бортовые №№011 и 012) построены Горьковским авиазаводом "Сокол" летом 1977 г. Конструктивно самолеты отличаются от опытных прототипов Е-155МП. В 1977-1978 г.г. выпущена так же вторая и третья установочные серии МиГ-31. Самолеты установочных серий приняли участие в совместных государственных испытаниях системы перехвата, которые начались в мае 1977 г. 15 февраля 1978 г. впервые выполнен полет МиГ-31 с одновременным обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. В 1978 г. по западным данным на полигоне Владимировка МиГ-31 перехватил низколетящую мишень, летевшую по профилю крылатой ракеты. Этап "А" совместных государственных испытаний завершился в декабре 1978 г. Комиссией выдано предварительное заключение о запуске МиГ-31 в серийное производство с 1979 г.

Серийное производство начато на Горьковском авиазаводе (ныне  -  Нижегородский  завод "Сокол") в 1979 г. Этап "Б" совместных государственных испытаний начат в сентябре 1979 г. и завершен в сентябре 1980 г. В сентябре 1980 г. первые серийные МиГ-31 начали поступать в строевые части войск ПВО СССР (первой истребителями была оснащена авиачасть в г.Правдинске). Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. В частях ПВО в первую очередь МиГ-31 заменяли дальние перехватчики Ту-128. Полностью перевооружение частей ПВО завершено к концу 1980-х годов. Массовые поставки в ВВС начаты в 1983-1984 г.г., когда МиГ-31 полностью сменил в производстве МиГ-25.

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения)

Назначение

Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, действующих в диапазоне от предельно малых до больших высот, днём и ночью в условиях применения противником радиолокационных (активных, пассивных) и тепловых помех. В автономном режиме он способен длительно патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах, группа из 4 самолётов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 км., а также в качестве самолета-лидера.

 Компоновка и конструкция

По компоновочной схеме МиГ-31 близок к самолету  МиГ-25П и представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера

Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках. Заправка централизованная.

Конктрукция шасси предусматривала эксплуатацию с аэродромов II класса. Оснвные опоры шасси с двумя колесами 950 х 300 мм, заднее колесо со сдвигом вовне относительно переднего. Передняя опора оборудована двумя колесами 660 х 200 мм.

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g.

В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж - летчик и оператор системы вооружения - размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.

Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке 41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка - отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.


Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Силовая установка

2 х ТРДДФ (двухконтурные форсированные ТРД) Д-30Ф-6 с тягой по 9270 кг (9500 кг на максимале по др.данным), на полном форсаже - до 15510 кг. Двигатели разработаны пермским ОКБ под руководством П.А.Соловьева. Двигатели этой модели устанавливались на самолеты МиГ-31 начиная с прототипов Е-155МП. Доводка двигателей  Д-30Ф-6 велась на опытном самолете МиГ-25 (1975-1976 г.г.). Двигатель состоит из семи модулей:
- компрессор низкого давления - 5 ступеней, степень сжатия воздуха - 5, степень двухконтурности - 0.57;
- компрессор высокого давления - 10 ступеней, степень сжатия воздуха - 7.05, суммарная степень повышения дваления - 21.15;
- трубчато-колцевая камера сгорания с 12 жаровыми трубами;
- турбина высокого давления - 2 ступени, отбор воздуха для охлаждения лопаток производится из 5-й и 10-й ступеней компрессора;
- турбина низкого давления - 2 ступени;
- форсажная камера - 4 кольцевых стабилизатора пламени, розжиг методом "огневой дорожки";
- многостворчатое всережимное охлаждаемое сопло с варьируемой площадью выходного сечения, система управления включает в себя 18 цилиндров;
Запуск двигателя осуществляется с помощью вспомогательного ГТД, расположенного над ТРДД.
Масса двигателя сухая - 2416 / 2420 кг
Удельный расход топлива:
-  0,72 кг/кгс в час (бесфорсажный взлетный режим)
- 1,9 кг/кгс в час (крейсерский форсажный режим)

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Оборудование

Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 "Заслон", имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа "истребитель" (ЭПР порядка 5 м2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения - 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель "Аргон-К" выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты "воздух-воздух" Р-33.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный сектор обзора - +60º, вертикальный - +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.

Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.

 Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.



РЛ-станция "Заслон"

Аппаратура радиовизирования и управления "Радуга-Борт-МБ" комплекс РК-РЛДН / 5У15К11 - обеспечивает прием и декодирование сигналов запроса наземных станций САЗО, прием информации о целях от наземных автоматизированных систем управления "Рубеж-М", "Луч-2", "Воздух-М1" с использованием радиолиний "Лазурь-М" и "Радука-СПК". От аппаратуры "Радуга-Борт" информация поступает в САУ-155МП, БЦВМ "Аргон-15" комплекса "Заслон" и на прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.

Аппаратура передачи данных в группе самолетов АПД-518 обладает возможностью автоматического наведения на цели других самолетов (ведомых, например, МиГ-23МЛД, МиГ-29, Су-27) и работы в режиме мини-АВАКСа в составе группы до 4-х МиГ-31 удаленных друг от друга на расстояния до 200 км (РЛС-контроль фронта шириной до 800-900 км). Целераспределение осуществляет ведущий, передача информации ведется аппаратурой "Радикал-ПД". Принципы передачи информации:
- от ведущего к ведомым;
- от ведомых ведущему;
- от ведущего одной группы ведущему другой группы самолетов" (до 4-х ведущих в обмене информацией)
- от ведущего на наземные автоматизированные системы управления;

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Вооружение - подвесное  - на 4-х узлах подвески под фюзеляжем и 4-х под крылом:

Артиллерийское - встроенная по правому борту в нижней части фюзеляжа за крылом 23 мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов; пушка устанавливается начиная с предсерийных самолетов МиГ-31 / "изделие 01", в т.ч. на МиГ-31БМ.

Ракеты класса "воздух-воздух":
- МиГ-31 / МиГ-31Б / МиГ-31БС - под фюзеляжем в полуутопленном  положении  на  катапультных пусковых установках АКУ-410 устанавливаются 4 ракеты Р-33 (АА-9), на внутренние подкрыльевые узлы могут  подвешиваться  2  ракеты Р-40РД/Р-40ТД (АА-6) или на узле подвески АПУ-60-II по 2 ракеты Р-60М (итого - 4 ракеты); Начиная с модификации МиГ-31Б использовались доработанные ракеты Р-33С и могли применяться ракеты Р-73 (под крылом). Аппаратура ракет Р-33 отрабатывалась на ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.), а так же на Ту-104ЛЛ с РЛС "Заслон" (в т.ч. проводились пуски ракет Р-33, 1973-1975 г.г.), система катапультного старта испытана на опытном самолете МиГ-25П-10 (1973 г.).

Модификации

МиГ-31Б - дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Создан после передачи западным спецслужбам гражданином А. Толкачевым информации о системе вооружения самолета. Отличается усовершенствованной системой управления вооружением «Заслон-А», наличием системы дозаправки топливом в воздухе, новыми режимами передачи информации, модернизированным навигационным вычислителем, обеспечившего ввод в состав бортового оборудования самолета систем дальней радионавигации и космической навигации, повысивших надежность самолетовождения в высоких широтах. Самолет может использовать доработанные ракеты Р-33С. Ракетное вооружение дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и ближнего боя Р-60. За счет улучшенного БРЭО и новых ракет возможности самолета возросли в 1,3-2,5 раза. Производство этой модификации самолета началось на авиазаводе «Сокол» (г.Горький) в конце 1990 - начале 1991 г.

МиГ-31БС – доработанный до уровня МиГ-31Б ранее выпущенный МиГ-31 без системы дозаправки топливом в полете.

МиГ-31М – глубокая модернизация серийного истребителя-перехватчика МиГ-31, оснащенного улучшенными БРЭО, двигателем и вооружением. Работы по его созданию были начаты в 1984 г., первый полет состоялся в декабре 1985 г., продемонстрирован зимой руководителям стран СНГ в Мочулищах (Белоруссия). От базовой машины отличается: более совершенной модификацией РЛС «Заслон-М» с существенно увеличенной дальностью обнаружения (до 320 км) и количеством обнаруживаемых и сопровождаемых (до 24) целей, возможностью одновременного применения ракет (Р-37 с большей дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в качестве дополнительного вооружения) по 6 целям на дальности более 300 км, системой спутниковой навигации, модернизированными двигателями Д-30Ф-6М, интерьером кабины штурмана-оператора, увеличенным запасом топлива во внутренних баках, наличием системы дозаправки топливом в полете, оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена возможность применения станций активных помех.

Вместо убирающегося теплопеленгатора был установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). В связи с увеличенным диаметром антенны РЛС был увеличен обтекатель с отклоненной вниз на 7 град. носовой частью. При сохранении скоростных и высотных характеристик максимальная взлетная масса МиГ-31М стала 52000 кг, что потребовало установки более мощных двигателей Д-30Ф-6М. На концах крыла были размещены контейнеры с оборудованием электронной разведки. Штанга дозаправки топлива в полете перенесена на правый борт, увеличен обтекатель тормозного парашюта и изменено шасси с носовым колесом. Во второй половине 80 гг. была построена установочная партия МиГ-31М из 6 опытных самолетов. Однако из-за сложного финансового положения в стране самолет МиГ-31М серийно не выпускался, но отработанные на нем решения были использованы при создании других вариантов, в частности МиГ-31БМ.

МиГ-31БМ - многоцелевой истребитель с увеличенными боевыми возможностями, способный нести высокоточное оружие для поражения воздушных и наземных целей. Работы по его созданию начались в 1997 г., в условиях резкого снижения государственного финансирования и невозможности массовых закупок новых самолетов типа МиГ-31. Опытный экземпляр построен в 1998 г., продемонстрирован в январе 1999 г. Модернизация БРЭО и вооружения повысили эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 в 2,6 раза. РЛС самолета обеспечивает обнаружение и одновременное сопровождение 10 воздушных целей типа «истребитель» на дальности до 320 км, поражение 6 из них – на дальности до 280 км (лучший американский перехватчик F-14D «Томкэт» - на дальности не более 180 км). Могут быть перехвачены цели со скоростью до М-6. На МиГ-31БН может устанавливаться: 4 УР Р-33С, 4 РВВ-АЕ, до 6 противорадиолокационных ракет ПРЛР Х-31П, до 6 противокорабельных ракет ПКР Х-31А, до 2 УР Х-59М, до 3 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до 8 КАБ-500, максимальная масса боевой нагрузки - 9000 кг. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает взаимодействие с зенитными ракетными комплексами ПВО и использование самолета в качестве воздушного командного пункта для координации действий истребителей других типов. Планируется, что в вариант МиГ-31БМ будут доработаны все российские МиГ-31 и сохранятся в боевом строю до 2010 г. и позднее.

МиГ-31Д – одноместный носитель противоспутниковой ракеты с переоборудованной системой управления вооружением, создан в 1987 г. На 2 прототипах вместо РЛС был установлен ее эквивалент массой 200 кг, радиопрозрачный носовой обтекатель заменен цельнометаллическим, а на месте ниш для УР Р-33 установлен центральный выдвижной пилон для «изделия». Для увеличения устойчивости в полете на концах крыла были установлены большие треугольные плоскости («ласты»). Программа испытаний продолжалась несколько лет и была приостановлена в начале 90 гг.

МиГ-31ЛЛ – сверхзвуковая летающая лаборатория

МиГ-31Э - экспортный вариант дальнего истребителя-перехватчика. Разработан в начале 90 гг. на базе серийного МиГ-31. Самолет оснащен РЛС «Заслон» и УР Р-33 в экспортном исполнении, а также ракетами ближнего боя. Отличается МиГ-31Э, в основном, составом БРЭО и сохранил возможность наведения на цели других самолетов (типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29). Впервые экспонировался в июне 1992 г. на Берлинском авиасалоне ILA-92, затем был участником многих международных выставок. Интерес к нему проявляли многие страны, но в связи с ситуацией в России контрактов подписано не было. Несколько машин поступили в части ВВС России.

МиГ-31ФЭ - многоцелевой фронтовой истребитель. Представлен в 1995 г. на 41 международном авиасалоне в Ле Бурже. Отличается доработанной системой вооружения и новым бортовым оборудованием. Способен применять большинство состоящих на вооружении ВВС России управляемых ракет класса "воздух-поверхность". Для поражения наземных РЛС могут быть использованы ракеты Х-31П и Х-25МП, надводных морских целей – ПКР с активной РГСН, тактических наземных (надводных) целей – УР класса "воздух-поверхность" типа Х-59М (X-59, Х-29Л,Т). Вместо УР самолет может применять корректируемые авиабомбы (типа КАБ-1500Л, КАБ-500Л, КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием класса "воздух-поверхность" размещается в подвесном контейнере. Масса боевой нагрузки достигает 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500). Для поражения воздушных целей самолет может применять УР большой дальности стрельбы, средней дальности (типа РВВ-АЕ) и ближнего боя (типа Р-73). При смешанном вооружении МиГ-31ФЭ может нести вооружение обоих типов с размещением оружия класса "воздух-поверхность" под фюзеляжем, а "воздух-воздух" - под крылом. Компоновка, конструкция и силовая установка не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

Характеристики МиГ-31

Длина самолета, м 22,688
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,464
Площадь крыла, м2 61,6
База шасси, м 7,113
Колея шасси, м 3,638
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг 46200
Нормальная взлетная масса, кг 41000
Масса снаряженного самолета, кг 21825
Масса топлива во внутренних баках, кг 16350
Полезная нагрузка, кг 4000 (3000)
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ Д-30Ф6
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 9500 (91)
на форсаже 15510 (152)
Летные данные
Боевой радиус, км при М=2,35 720
с подвесными баками 1400
Дальность полета, км практическая 2150
перегоночная 3300
Максимальная скорость полета, км/ч на уровне моря 1500
на высоте 17500 м 3000 (2,83)
Крейсерская скорость, (М=) 2500 (2,35)
Практический потолок, м 20600
Длина разбега, м 950-1200
Длина пробега, м 800
Вооружение
Пушка шестиствольная 23-мм ГШ-23-6
УР «воздух-воздух» Р-33 4
Р-60М 4

В начале 90 гг. из-за нехватки средств закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Из построенных более 500 самолетов, более 350 находится на вооружении ВВС России, несколько десятков - ВВС Казахстана, 24 самолета поставлены Китаю. Во время 2 чеченской войны совместно с самолётами ДРЛО А-50 истребители-перехватчики МиГ-31 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.



Источники

http://aviatoru.at.ua/forum/112-458-1
http://sergib.agava.ru/russia/mikoyan/mig/31/mig31_1.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-407.html


Видео МиГ-31
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (20.06.2012) |
Просмотров: 11210 | Теги: Истребители, МиГ-31, МИГ | Рейтинг: 1.0/19


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.