Главная » Вооружение » Авиация и флот

Истребитель Су-30

Су-30

Cу-30 двухместный вариант Су-27 выполненный на базе Су-27УБ. Он же Су-27ПУ. Предназначен для длительных полётов или полётов в сложных условиях, когда возможностей одного пилота не хватает.

В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей. На Су-30 применялись системы дозаправки топливом в воздухе, навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением была значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Первый серийный самолёт в мире, обладающий сверхманевренностью.

История

Во второй половине 80-х годов командование войск ПВО страны высказало пожелание получить на вооружение специальную модификацию двухместного самолета Су-27УБ, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и как своеобразный воздушный командный пункт для управления боевыми действиями группы одноместных Су-27. Необходимость такой машины определялась особенностями физико-географического положения России, имеющей большую протяженность воздушных границ на Севере и Дальнем Востоке - районах малоосвоенных и с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же летчики частей ПВО, перевооружившихся на Су-27, особенно ценили Су-27УБ, поскольку на нем сохранялись все боевые возможности одноместной машины, а психологически наличие на борту истребителя двух членов экипажа в условиях длительных полетов имело большие преимущества.

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей этими возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов Руководителем темы был назначен И В Емельянов, ныне Главный конструктор ОКБ Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения Непосредственным прототипом для разработки нового варианта истребителя-перехватчика послужил опытный самолет-лаборатория Т-10У-2, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе Дальние перелеты, осуществленные на этой машине в 1987-1988 годах убедили конструкторов в возможности улучшения боевых качеств серийного перехватчика Су-27П Для отработки новой концепции летом-осенью 1988 года на ИАПО, выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого (под руководством В Макрицкого) и местных специалистов были доработаны два учебно-боевых самолета иркутской постройки, получившие в ОКБ шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе - изделие "10-4ПУ" Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ) Оба самолета были окрашены в стандартный голубой цвет, причем первая из них имела синий бортовой номер "05". а вторая - синий "06".

Истребитель Су-30

Уже осенью 1988 года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих образцов Прототипы новых машин облетывали летчики-испытатели ИАПО - Г Е Буланов, В Б Максименков, С В Макаров и Н Н Иванов Дальнейшие работы проводились в ЛИИ им М М Громова По аэродинамической компоновке новый перехватчик практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал практически все его летно-тактические характеристики и высокую надежность в эксплуатации По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30.

В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолетом Су-30. Головная машина была поднята в первый полет летчиками-испытателями Г.Е.Булановым и В.Б.Максименковым 14 апреля 1992 г. К сожалению, самолеты данного типа пока не получили широкого распространения в Вооруженных Силах России. Пять Су-30 в настоящее время эксплуатируются в Центре боевой подготовки и переучивания летного сослана ВВС России в Саваслейке и широко используются в легно-тактических учениях.
 Два первых серийных Су-27ПУ (Су-30) № 01-01 и 01-02 были в 1002 г. приобретены пилотажной группой «Летчики-испытатели», возглавляемой А.Н.Квочуром, и получили после перекраски бортовые № 596 и 597. На "Мосаэрошоу-92" в подмосковном Жуковском в августе того же года эти самолеты, пилотируемые летчиками-испытателями ЛИИ СН.Тресвятским и А.Г.Бесчастновым, демонстрировали полет строем с бомбардировщиками Ту-95МС и Ту-22МЗ, имитацию дозаправки топливом и полете от танкера Ил-78, а также парный и встречный пилотаж.

Су-30 в полной мере сохранил пилотажные качества своих предшественников - одноместного боевого и двухместного учебно-боевого истребителей (он также способен выполнять динамическое торможение - "кобру Пугачева"), а за счет установки новых видов ракет и системы управления вооружением значительно увеличил боевую эффективность Внутренний запас топлива (9400 кг) обеспечил дальность полета в 3600 км, а при дозаправке топливом в воздухе продолжительность полета на "тридцатке" зависела только от физиологических возможностей экипажа (после консультаций с учеными-медиками время пребывания самолета в воздухе ограничили 10 часами) Для обеспечения пилотам комфортных условий на перехватчике установили некоторые дополнительные устройства сервиса.

Однако в связи с экономическими трудностями и распадом СССР серийное производство Су-30 велось очень медленно Самолеты выпускались в небольшом количестве и поступали в части авиации ПВО России.

Су-30 многофункциональный истребитель

Компоновка

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.

 Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, служащие платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.

 Самолет спроектирован по концепции "электронной устойчивости" и не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале - вместо нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на каждой опоре.

 Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крыломи технологически расчленен на следующие основные части:

  • головную часть фюзеляжа (ГЧФ) с радиопрозрачным обтекателем, створкой ниши передней опоры шасси и фонарем кабины экипажа;
  • среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) с тормозным щитком и створками основных опор шасси;
  • хвостовую часть фюзеляжа (ХЧФ);
  • воздухозаборники.

В головной части фюзеляжа цельнометаллической полумонококовой конструкции, начинающейся радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой радиолокационной станции, находится носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.

 В носовой части обтекателя РЛС установлена штанга основного приемника воздушного давления (ПВД). Рама мотоблока радиолокационной станции вместе с антенной может поворачиваться относительно узлов ее подвески на передней стенке кабины экипажа для обеспечения доступа к блокам ОЭПС.

Су-30 многофункциональный истребитель


 Для доступа к антенне и мотоблоку РЛС в процессе обслуживания стыковой силовой шпангоут между носовым отсеком и радиопрозрачным обтекателем выполнен наклонным, а радиопрозрачный обтекатель с металлической юбкой - отклоняемым вверх.

 Кабина экипажа, выполненная по схеме "тандем", герметизирована и имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и общей для обоих летчиков открывающейся вверх-назад сбрасываемой части (створки).

 Кабина экипажа


 Место заднего летчика приподнято относительно переднего, что в сочетании с большой площадью остекления фонаря обеспечивает хороший обзор обоим членам экипажа во все стороны.

 Рабочие места летчиков оборудованы катапультируемыми креслами К-36ДМ 2-й серии. Перед фонарем кабины со смещением вправо от оси самолета установлен визир оптико-локационной станции, а по бортам фюзеляжа в задней части кабины - аварийные (дублирующие) ПВД. В предкабинном отсеке слева размещена выпускаемая штанга системы дозаправки топливом в полете.

 В подкабинных отсеках (центральном и двух боковых) размещены блоки радиоэлектронного оборудования. Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на типовых амортизированных стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования, а также патронный ящик с боекомплектом пушки.

 В закабинном отсеке головной части фюзеляжа расположена ниша передней опоры шасси, убираемой вперед; амортизационная стойка с колесом и другими элементами конструкции передней опоры укладываются в убранном положении между стеллажами радиоэлектронного оборудования.

 Для защиты радиоэлектронного оборудования закабинного отсека при выпущенной передней опоре шасси от набегающего воздушного потока при взлете и посадке установлены защитные кожухи; в процессе обслуживания радиоэлектронного оборудования эти кожухи снимаются, и объем, занимаемый нишей передней опоры шасси, превращается в эксплуатационный отсек, позволяющий производить осмотр, проверку и замену стеллажей-этажерок и отдельных блоков оборудования.

 К стенкам закабинного отсека примыкают правый и левый наплывы крыла (були). В правом наплыве расположена встроенная скорострельная пушка калибра 30 мм с системой подачи боезапаса, выброса гильз и сбора звеньев; патронный ящик с боезапасом установлен поперек закабинного отсека и занимает часть наплыва и закабинного отсека у замыкающего головную часть фюзеляжа шпангоута позади передней опоры шасси. В правом наплыве выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали. В левом наплыве крыла располагаются агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования.

 Головная часть фюзеляжа по конструкции представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы, с технологическим стыком по замыкающему шпангоуту. Силовая схема головной части фюзеляжа образована поперечным набором (шпангоутами) и работающей обшивкой, подкрепленной продольным набором - стрингерами и лонжеронами.


Средняя часть фюзеляжа компоновочно делится на следующие технологические агрегаты-отсеки:

  • фюзеляжа и центропланом; конструкция топливного бака состоит из верхней и нижней панелей, торцевых и боковых стенок и шпангоутов; на нижней поверхности бака-отсека установлены узлы стыковки с воздухозаборниками и узлы крепления пилона для подвески оружия, на верхней поверхности - узлы установки тормозного щитка и гидроцилиндра управления его выпуском и уборкой;

    центроплан (основной несущий агрегат самолета), выполненный в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр; на торцевых нервюрах имеются гребенки для стыка с консолями крыла; на нижней поверхности центроплана расположены узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; верхняя и нижняя поверхности центроплана выполнены в виде панелей (верхняя панель - клепаная из алюминиевых сплавов, нижняя - сварная из листов и набора профилей из титанового сплава);

    гаргрот, представляющий собой силовой агрегат, предназначенный для размещения коммуникаций и установки оборудования; гаргрот расположен над передним баком-отсеком и центропланом и в сечении разделен на три части - центральную и две боковые; часть гаргрота над передним топливным баком-отсеком занята тормозным щитком и гидроцилиндром его уборки-выпуска; для защиты коммуникаций, проходящих в гаргроте под тормозным щитком, от набегающего потока воздуха при выпущенном тормозном щитке под ним установлены защитные кожухи;

    передний отсек центроплана (правый и левый), расположенный по внешним сторонам переднего топливного бака-отсека и состоящий из носков центроплана и ниш колес основных опор шасси.

Крыло самолета свободнонесущее. Отъемные части (консоли) крыла имеют угол стреловидности по передней кромке 42 град. Удлинение крыла 3.5, сужение - 3.4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами площадью 4.9 м2, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционными поворотными носками площадью 4.6 м2. Углы отклонения флаперонов +35...-20 град, носков - 30 град. Выпуск флаперонов и отклонение носков производится на взлетно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.


Двигатели

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников с регулируемыми панелями, створками подпитки, воздушными каналами, системой управления АРВ-40А и системой защиты двигателей от попадания посторонних предметов, систем охлаждения, дренажа и суфлирования двигателей, выносных коробок агрегатов с газотурбинными стартерами - энергоузлами ГТДЭ-117-1, топливной системы системы пожаротушения и системы контроля двигателей.

Вооружение Су-30


Вооружение 

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на 10 точках: 4 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

 На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых узлах могут быть подвешены управляемые ракеты ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73.


Модификации Су-30

Су-30М

Су-30М

Принимая во внимание роль, которую играет авиация в современной войне, на фирме Сухого решили создать новый ударный самолет для фронтовой авиации. Это решение обусловливалось еще и тем, что во многих странах, которые в свое время закупали у нас военную технику, в том числе МиГ-23, МиГ-27, Су-7 и Су-17 разных модификаций, парк самолетов устаревает и его необходимо заменять современными и эффективными самолетами. Используя Су-30 как базовый самолет, в 1993 году ОКБ предложило его дальнейшее развитие - многофункциональный истребитель Су-30МК (модернизированный коммерческий).


Машину оснастили БРЭО нового поколения, включающим: универсальную РЛС, способную обнаруживать и сопровождать одновременно несколько воздушных целей, а также цели на поверхности земли или моря; многофункциональными жидкокристалическими цветными экранами, с большой разрешающей способностью; новым оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом с широкими функциями на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и спутниковой навигацией; новой системой объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолета, но и внешней тактической обстановки. При этом второй член экипажа становился штурманом-оператором.


По своим боевым характеристикам Су-30МК может дополнительно: применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность”, с дальностью пуска до 250 км; одновременно обстреливать несколько целей; нести 8000 кг вооружения. Для размещения большой номенклатуры вооружения предусмотрены две дополнительные (по сравнению с Су-30 и Су-27УБ) точки подвески. Высокоточное управляемое оружие и возросший объем решаемых задач потребовали доработки СУО и применения нового оборудования, которое должно обеспечить эффективное применение оружия в любых метеоусловиях днем и ночью. Ограниченный внутренний объем самолета не позволяет разместить все это на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолет оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°.


Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели, а также возможность установки на самолет нового, в том числе и зарубежного, оборудования открыли перед Су-30МК широкие возможности по продаже на международном рынке авиационной техники. Именно с таким предложением ОКБ Сухого в середине 90-х стало представлять машину на различных авиационных салонах. Широкой публике этот самолет был представлен как Су-30К (заводское обозначение "изделие 10-4ПК”).

Су-30МКИ

Су-30МКИ

Первой страной, с которой был заключен контракт на поставку новых ударных самолетов, стала Индия. 30 ноября 1996 г. с этой страной было подписано соглашение о поставке 40 (по 8 самолетов в течениии 5 лет) машин и 8 запасных двигателей на сумму 1,8 млрд долл. Первоначальные поставки предусматривают самолеты в варианте Су-30К, которые затем будут модернизированы в вариант Су-30МКИ путем установки переднего горизонтального оперения, замены двигателей АЛ-31Ф на двигатели на базе АЛ-31ФП, а также частичной замены российского БРЭО на иностранную авионику, выбранную Индией.

Первые восемь самолетов Су-30К в разобранном виде (по две машины четырьмя рейсами - 19 и 26 марта, 9 и 15 апреля 1997 г.) доставлялись самолетом Ан-124 "Руслан”. Сборка и облет на месте проводились специалистами и летчиками ИАПО. На вооружение ВВС Индии первые самолеты поступили 11 июня 1997 г.

В состав БРЭО Су-30К вошли универсальная допплеровско-когерентная РЛС "Топаз”, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, многофункциональные цветные экраны на жидких кристаллах, система объективного контроля с отображением как параметров самолета, так и тактической обстановки, приёмники облучения РЛС противника "Пастель” и СПО-32 и др.

Одновременно ИАПО совместно с ОКБ Сухого продолжили мероприятия по дальнейшей доработке многофункционального истребителя Су-30МК согласно требованиям индийской стороны. На самолет Т-10У-2 было установлено ПГО, новые двигатели АЛ-31ФП с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и адаптированные под индийские сорта топлива, усилена передняя опора шасси со спаркой колес. Система дозаправки топливом в воздухе на Т-10У-2 была установлена еще в 1987 году, когда этот самолет участвовал в программе создания Су-27К. Получив на заводе неофициальное обозначение 10-4ПМК-2, этот самолет стал первым образцом Су-30МКИ, созданным по последним требованиям ВВС Индии. Согласно контракту, последние 12 самолетов предполагается поставить в конфигурации Су-30МКИ, а все предыдущие модернизировать до этого уровня. 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ В.Ю. Аверьянов поднял первый Су-30МКИ (бортовой №56) в небо, но с последними изменениями в БРЭО, Индия определилась только к марту следующего года.

В результате объявленного Индией конкурса по радиоэлектронному оборудованию для самолета Су-30МКИ в конечном итоге был выбран комплекс, состоящий из систем российского, французского, израильского и собственно индийского производства, причем оборудованию французских фирм было отдано явное предпочтение над другими конкурирующими компаниями Западной Европы и США. Мотивы этого выбора "лежат на поверхности”: оборудование этих французских фирм планируется использовать в программах модернизации индийских самолетов МиГ-21, МиГ-27, "Ягуар”, а также для установки на легких боевых самолетах и перспективных легких вертолетах. Речь в основном идет о навигационной системе с использованием спутниковой навигации и о многофункциональных индикаторах MFD-55 и MFD-56, последний из которых имеет увеличенные (по сравнению с MFD-55) размеры и является цветным. Основными фирмами-поставщиками оборудования выбраны SAGEM и Sextant Avionique.

Особым отличием перед другими экспортными вариантами "сушек”, у Су-30МКИ является наличие новейшей всепогодной цифровой РЛС Н011М. Н011М установлена на серийном Су-35 (бортовой №712) и является переходной к модели Н014, предназначенной для истребителя "пятого поколения” МиГ-МФИ. РЛС Н011М позволяет обнаруживать цель типа "истребитель” в ППС на дистанции 350 км и захватывать ее на расстоянии 200 км. РЛС может выступать в качестве системы мини-ДРЛО и способна сопровождать одновременно до 20 целей и атаковать 8, в том числе вертолеты, баллистические и крылатые ракеты.

Второй прототип Су-30МКИ (заводское обозначение 10-4ПМК-6) был собран в декабре 1997 года. Для этого самолета был использован планер одного из первых прототипов Су-30 - Т-10ПУ-6. Свой первый вылет второй Су-30МКИ (бортовой №06) совершил 23 марта 1998 года, после чего оба прототипа, построенные на опытном производстве ОКБ Сухого в Москве, были впервые продемонстрированы индийской военной делегации на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова 15 июня 1998 года, а 16 августа 1998 года первый прототип Су-30МКИ был показан на авиапараде в честь Дня Авиации в Тушино.

12 июня 1999 года, накануне открытия 43-го салона авиакосмической техники в Ле Бурже, первый прототип Су-30МКИ был потерян. Выполняя тренировочный полет, самолет (под обозначением Су-30МК, бортовой №01), пилотируемый летчиком-испытателем I класса Вячеславом Аверьяновым и штурманом Владимиром Шендриком, при выходе из пикирования коснулся хвостовой частью земли. В результате была повреждена система подачи топлива в форсажную камеру, которая загорелась, тем не менее, самолет все же какое-то время еще набирал высоту и с 40 метров рухнул на прилегающую к аэродрому Ле Бурже территорию. Оба летчика благополучно катапультировались.

21 ноября 1999 года индийской авиационной корпорация "Хиндустан Аэронавтик Лимитед” были переданы технико-экономические предложения по программе организации лицензионного производства 120 истребителей Су-30МКИ. Ранее на заводах ХАЛ, так же на лицензионной основе, выпускались самолеты-перехватчики МиГ-25 и истребители-бомбардировщики МиГ-27Л "Бахадур”. Сумма контракта на производство Су-30МКИ не раскрывается но, по оценкам специалистов, она составляет не менее 1 млрд. долл.

Су-30КИ

Су-30КИ

29 августа 1997 года во время визита в Москву индонезийской правительственной делегации, возглавляемой госминистром по вопросам планирования национального развития Гинанджаром Картасасмитой, состоялось подписание протокола о намерениях, предусматривающего поставки 8 истребителей Су-30КИ (коммерческий индонезийский), 4 Су-30МК и 8 вертолетов Ми-17-1В. Картасасмита обнародовал цифру возможного контракта - 500 млн. долларов. Подписание контракта должно было состоятся в октябре-ноябре 1997 года, но тогда в Индонезии разразился сильный экономический кризис и 9 января 1998 года сделка была расторгнута.

Су-30КИ - это модификация одноместного истребителя Су-27СК, отличающаяся от базовой модели наличием штанги топливоприемника для дозаправки в воздухе. Остальное оборудование и система управления оружием практически идентичны оборудованию Су-27СК. Истребитель оснащен ЭСДУ типа СДУ-10. Система управления оружием включает радиолокационный прицел РЛПК-27, оптоэлектронный прицел ОЕПС-27, системой индикации СЕИ-31. В РЛПК-27 входит РЛС Н001Э разработки НИИП Тихомирова. Он может обнаруживать цель типа "истребитель” в ППС на дистанции 100 км и захватывать ее на расстоянии 80 км. РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей. Самолет оборудован навигационной системой РНК-10, которая обеспечивает полеты в любых погодных условиях в любое время суток.

Су-30КИ оснащен встроенной 30-мм пушкой ГШ-301, имеет 10 точек подвески нести широкий ассортимент вооружения, включая ракеты Р-27 (Р1 и Т1), Р-73Е и др., а также бомбы, кассеты, ПТБ и ракеты "воздух-земля”. Общая боевая нагрузка может составлять 8000 кг.

Су-30КИ оснащен двумя двигателями АЛ-31Ф тягой по 12500 кг, которые обеспечивают ему скорость 2.35М на большой высоте и 1400 км/ч у земли, скороподъемность 330 м/с и потолок 18500 м.

9 января 1998 года окончательно выяснилось, что Индонезия не в состоянии оплатить заказанные Су-30КИ и 18 декабря 1998 года был подписан контракт госкомпании "Росвооружение” с минобороны Индии на поставку 10 машин "индонезийской” серии на сумму 350 млн. долл., тем самым общее количество поставляемых Индии истребителей достигло пятидесяти.

Впервые за рубежом, истребитель Су-30КИ был успешно продемонстрирован на международной авиационной выставке LIMA-99 в Малайзии, после чего в ноябре 1999 года все 10 истребителей были поставлены индийской стороне.

Су-30М2

Су-30М2

Летом-осенью 1999 года на испытательном полигоне в Актюбинске прошли испытания корректируемой авиабомбы КАБ-500, впервые запущенной с модернизированного истребителя Су-30. Результаты оценены как высокие, об этом заявили журналистам на выставке вооружений LIMA-99 (Малайзия) представители ИАПО. Применение высокоточного оружия придало истребителю, способному ранее действовать в качестве только перехватчика и применять по земле лишь неуправляемое авиационное оружие, принципиально новое качество, свойственное поколению самолетов "четыре плюс”. Во время испытаний проверялся режим картографирования земной поверхности, возможности захвата и сопровождения цели в различных степенях разрешения, способность бортового радиолокатора по автоматическому целеуказанию для оружия с телевизионной системой самонаведения. Эти работы ведутся ИАПО совместно с фирмой "Русская авионика” и ВВС.

Технический директор ИАПО Александр Вепрев поясняет, что подобное объединение усилий стало возможным на базе технических решений, разработанных и реализованных в программе МиГ-29СМТ. Модернизация должна пройти в два этапа, для первоначальных работ ИАПО выделило Су-30М с бортовым номером 302.

"Русская авионика” при участии специалистов ИАПО внесла необходимые изменения и дополнения в математическое обеспечение, разработанное для МиГ-29СМТ, и выполнила доработки "борта 302”, установив дополнительное оборудование. За две недели февраля 1999 года самолет был подготовлен для практических испытаний, а уже в конце апреля удалось получить первые обнадеживающие результаты.
 Облегчали решение задачи элементы унификации, заложенные при создании БРЭО для самолетов МиГ-29 и Су-27. Введены новые элементы, в том числе процессор "Багет-55”, разработанный КБ "Корунд”. Доработанная система управления вооружением СУВ-27 как раз и обеспечивает эффективное применение управляемого оружия "воздух-поверхность”.

В комплексе с существующим БРЭО по принципу "обводного канала” работает БЭВМ МКВ на базе процессора Intel 80486 разработки "Русской авионики”. Ее характерные черты — избыточность, открытая архитектура, обмен данными по мультиплексной шине MIL-1553B. Доработка системы СУВ-27 и установка машины МКВ позволили дополнить возможности работы РЛС режимами картографирования местности с использованием синтезированной апертуры и селекции движущихся целей, в том числе типа "танк”.

После завершения работ на первом этапе модернизации "борт 302” приобрел способность уничтожать наземные и надводные цели управляемыми ракетами в любое время суток. Применение ракет потребовало незначительных изменений информационно-управляющего поля кабины, они свелись к замене штатного индикатора на многофункциональный с цветной жидкокристаллической матрицей МФИ-55. Индикатор работает в графических и телевизионных режимах. МФИ-55 представляет собой экран со стороной, равной почти 13 см, с графическим процессором, по периметру экрана расположены 20 кнопок. С их помощью ведется управление новыми режимами работы РЛС и вооружением. В кабинах летчика и оператора установлено по одному МФИ-55, поэтому оба члена экипажа имеют равные возможности управления им.

При проведении первого этапа модернизации, поясняет Александр Вепрев, конструкторы исходили из критерия минимизации стоимости с одновременным приданием самолету функций ударного по стационарным и движущимся наземным и морским целям. Технической документацией предусматривается возможность проведения доработок самолетов непосредственно на базах, что чрезвычайно удобно для ВВС иностранных государств, имеющих их на вооружении.

Второй этап модернизации нацелен на создание самолета качественно нового уровня, сопоставимого с новейшими западными многофункциональными истребителями типа "Рафаль”, "Еврофайтер” или "Супер Хорнет”. Предполагается ввести многоканальный обстрел нескольких воздушных целей ракетами "воздух-воздух”. В связи с этим существующая антенна РЛПК-27 заменяется на антенну с фазированной решеткой. Кабина Су-30 будет оснащена по типу МиГ-29СМТ, где установлены два многофункциональных индикатора в кабине летчика и три — у оператора.

Унификация МиГ-29СМТ и модернизированного Су-30 позволяет рассматривать две машины в комплексе, в рамках единой программы. Модернизация основана на принципе "обводного канала”, т.е. подключения дополнительного оборудования параллельно штатному БРЭО. Вследствие этого отпадает необходимость в проведении полного цикла испытаний "борта 302”, достаточно лишь проверить новые режимы. Испытания суховской машины и МиГ-29СМТ приобретают совместный характер: результаты, полученные на одном самолете, засчитываются для другого.

Такой подход поддерживает НИИ ВВС. Со стороны ОКБ Сухого работы по модернизации Су-30 и Су-27УБ возглавляет Михаил Коржуев, ныне занимающий пост заместителя генерального конструктора, а со стороны ИАПО — дирекция программ НИОКР. Совместные усилия ИАПО, ОКБ и "Русской авионики” строятся по принципу максимального использования достигнутого для получения конечного продукта наивысшей ценности. Сама же модернизация нацелена на поиск оптимального соотношения стоимости и эффективности.

Существует решение Минобороны о привлечении военных специалистов для проведения работ по Су-30 и Су-27УБ. Рассматривается вопрос о включении в программу испытаний второго самолета из состава ВВС России.

По мнению высших военных руководителей Минобороны, повысить боеготовность и боевую эффективность ВВС России в условиях ограниченных финансовых ресурсов можно только путем модернизации существующего парка. После доработок БРЭО самолеты Су-30 и Су-27УБ приобретут новые функции и будут максимально унифицированы с фронтовыми истребителями МиГ-29СМТ. Это позволит ВВС России иметь в составе группировок фронтовой истребительной авиации сочетание тяжелых Су с легкими МиГами, близкое к оптимальному с точки зрения выполнения поставленных боевых задач и приемлемое по затратам на содержание в мирное время.

Су-30МКК

Су-30МКК

Работы по Су-30М2, судя по всему, были инициированы заинтересованностью ВВС КНР в закупке нескольких десятков самолетов Су-30 с расширенными ударными возможностями, призванных заменить стареющий парк бомбардировщиков H-5 (Ил-28) и H-6 (Ту-16).

На КнААПО были собраны два самолета (бортовые номера 501 и 502), первый из которых был испытан уже 9 марта 1999 года. Су-30МКК (борт 502) свой первый полет осуществил в июне. В сентябре 1999 года был подписан контракт на производство на КнААПО и последующую поставку в КНР 55 истребителей Су-30МКК на сумму 2 млрд. долл.

В отличии от индийского варианта на Су-30МКК отсутствует ПГО и двигатели с УВТ. Вертикальное оперение подобно аналогичному у Су-35 и имеет мощную УКВ антенну. Самолет оснащен новой РЛС Н001ВЭ (истребители Су-27СК оснащены моделью Н001Э) с областью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием с TV-самонаведением (ракеты Х-59М, Х-29Т, Х-31П, управляемые авиабомбы КАБ-500). Су-30МКК имеет 12 точек подвески и способен нести до 8 тонн оружия.

ХАРКТЕРИСТИКИ Су-30

Модификация   Су-30
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   21.94
Высота самолета, м   6.36
Площадь крыла, м2   62.00
Масса, кг  
  пустого самолета   17000
  нормальная взлетная   24000
  максимальная взлетная   33500
Тип двигателя   2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс   2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2125 (М=2.0)
  у земли   1400
Дальность полета, км  
  без дозаправки   3500
  с одной дозаправкой в воздухе   5200
Практический потолок, м   19820
Экипаж, чел   2
Вооружение:   30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
 Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
 управляемые ракеты Р-27, Р-73
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (20.12.2012) |
Просмотров: 17410 | Теги: Су-30, Су | Рейтинг: 1.0/16


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Истребитель Су-30 здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.