Главная » Вооружение » Авиация и флот

Ми-28 "Ночной Хищник" - всепогодный ударный вертолет




Предназначен для использования на театрах военных действий, отличающихся насыщенностью средств армейской противовоздушной обороны. Способен выполнять задачи днем и ночью, на предельно малых высотах.

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Разработка Ми-28 велась на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ им. Н.И. Камова, создавшего альтернативный боевой вертолет Ка-50. Опытный образец Ми-28 впервые поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. По итогам проводившихся в 1984 году сравнительных испытаний Ка-50 выиграл конкурс у еще "сырого", недоведенного Ми-28, что, впрочем, не означает, что у этой машины нет будущего.


Ми-28 "Ночной Хищник"

Динамическая схема Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

В 1993 г. на базе Ми-28А началась разработка вертолета Ми-28Н с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения. Основа его боевого применения – полет ночью на предельно малых высотах.

Конструкция


Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н - единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Бронирование - полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12,7 мм, броня кабины выдерживает попадания снарядов 20 мм пушки "Вулкан".

Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.

Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла "Памир-К" разработки КБ "Звезда", опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.

Ми-28 "Ночной Хищник"

Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти - из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления - бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.

Ми-28 "Ночной Хищник"

2 х турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА (ВМ модификация "А") мощностью по 2200 л.с. (2500 л.с. по западным данным - en.wikipedia.org) разработки ОКБ им.В.Я.Климова, в серии с 1986 г. На вертолеты выпуска 2010 г. и позже (начиная с борта №01 белого) устанавливаются двигатели ВК-2500-02 - модификация двигателя ТВ3-117. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме - 2700 л.с. Информация по новой модификации двигателя подтверждена в интервью Главкома ВВС России от 13.02.2012 г.

Независимая работа двиагетелей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы экранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета - как минимум с 2003 г. используются ЭВУ нового современного типа. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и маслорадиатор.

Вооружение

Состоит из модифицированной танковой пушки 2А42 калибром 30мм с большой начальной скоростью снаряда, скорострельность 900 выстр/мин по воздушным целям и 300 выстр/мин по наземным целям; боекомплект 300 снарядов размещается в двух патронных ящиках. Пушка размещена на турельной установке под фюзеляжем, работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. Специально для вертолета Ми-28 разрабатывается новая одноствольная пушка (30мм, 500 и 600 выстр/мин, 250 снарядов).

 Под крылом могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" с радиокомандной системой наведения или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения и два блока НАР калибром 57мм, 80мм и 130мм. Возможна установка ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения. Управляемое оружие (пушка, ПТУР) применяется штурманом-оператором из передней кабины, НАР могут запускаться из обеих кабин. В пределах визуальной видимости, без использования увеличивающей оптики, летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела. На четырех точках подвески могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибром 23мм, бомбы калибром до 500 кг. Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

ракеты "воздух-воздух" - на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения с командно-аппаратными модулями - пусковыми установками "Стрелец". По состоянию на весну 2011 г. КАМ "Стрелец" поставлены на авиабазу в Буденновск.

прочее подвесное вооружение - на внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет Б-5В35, Б-8В20 или Б-13Л1, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б, пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500.

Ми-28 "Ночной Хищник"

Оборудование

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает: пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними; двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входят: стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика; система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях; инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли; комплекс средств связи; надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС обеспечивает вертолету Ми-28Н возможность вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н в отличие, например, от РЛС американского вертолета AH-64 Apache, способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач.

- навигационная система в составе высокоточной инерциальной системы ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
- пилотажный комплекс
- бортовая вычислительная система на базе ЭВМ "Багет-53"
- информационно-управляющая система
- многофункциональная система отображения информации на ЖК-индикаторах МФИ-10-6М с многофункциональным пультом ПС-7В с устройством регистрации видеоинформации;
- система управления оружием
- обзорно-прицельная станция оператора - для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ФГУП "ГРПЗ" - обеспечивает интеллектуальную обработку видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей;
- бортовая радиолокационная станция кругового обзора
- система управления ракетным вооружением
- нашлемная система целеуказания и индикации
- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому;
- система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пеленгатор УФ-излучения
- радиоаппаратура опознавания.

Оптико-электронная обзорно-прицельная станция с гиростабилизированными полями зрения ОПС-28 "Тор", разработанная Красногорским ОМЗ им. Зверева, имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ПТУРами. Для облегчения пилотирования применяется турельная оптико-электронная система ТОЭС521 разработки Уральского ОМЗ им. Э.С.Яламова. Эта система так же оборудована лазерным дальномером, тепловизионным и телевизионным каналами. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные цветные жидкокристалические индикаторы - по два в кабинах летчика и штурмана-оператора, кроме того у летчика индикатор на лобовом стекле. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.
Дальность обнаружения целей - 10 км

Модификации

Ми-28 / изделие 280 - HAVOC / HAVOC-A - исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

Ми-28А / изделие 286  - HAVOC-A - модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 - HAVOC-B - созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 - 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

Ми-28НЭ / изделие 296 - экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип - Ми-28Н борт №38 - переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

Ми-28УБ / изделие 298 - в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1.

Ми-28НМ - 25.12.2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. Серийное производство модификации планируется начать в 2015 г.

Ми-28Н серийный образца осени 2011 г. - вертолеты серии отличаются улучшенным охлаждением двигателей и мелкими доработками.



Разработка вертолета Ми-28 задержалась из-за недостаточного финансирования, испытания первого из четырех опытных вертолетов, оснащенного всеми системами и оборудованием, начались только в январе 1988 года, а в мае 1989 года вертолет Ми-28 впервые был продемонстрирован за рубежом на 38-й международной авиационно-космической выставке в Париже, а затем и на других международных выставках, вызвав большой интерес специалистов и посетителей.

 Обладая мощным вооружением и большим статическим и практическим потолком, вертолет Ми-28 может с большой эффективностью применяться частях специального назначения и для борьбы с террористами, скрывающимися в труднодоступных местах, для уничтожения их техники и оборонительных сооружений.

Вертолет Ми-28Н может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры.

В случае полного отказа рулевого винта вертолет Ми-28Н способен возвратиться на аэродром: компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нолю. При значительных боевых повреждениях вертолета Ми-28Н на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притяга. Силу удара гасят энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому, что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28А, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться до трех человек.

Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтирировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1,5 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ми-28Н


Экипаж, чел 2
Скорость, км/ч максимальная – 300
крейсерская – 270
Потолок, м статистический – 3600
динамический – 5800
Дальность, км перегоночная – 1100
действия – 450 – 500
Масса, кг максимальная взлетная – 11500
нормальная взлетная – 10400
Максимальная боевая нагрузка, кг 3600
Габариты вертолета, м длина с вращающимися винтами – 17,2
диаметр несущего винта – 21,093
высота – 3,82
Двигатели, тип ТВД ТВ3-117ВМА – 2 по 2200 л.с

Источники
http://worldweapon.ru/vertuski/mi28n.php
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-28-r.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-524.html




Get Adobe Flash player
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (20.05.2012) |
Просмотров: 24660 | Рейтинг: 1.0/23


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Ми-28 "Ночной Хищник" - всепогодный ударный вертолет здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.