Главная » Вооружение » Авиация и флот

Модернизация комплекса БРЭО вертолёта Ми-28Н
Ми-28Н

Тем не менее, российское Министерство обороны вполне осознаёт, что испытанный и принятый на вооружение ночной Ми-28Н впервые поднялся в воздух ещё в 1996 г. и в настоящее время нуждается в серьёзной модернизации. Поэтому МО РФ одобрило новую программу модернизации вертолёта Ми-28НМ.

Модернизация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к будущим вертолётам огневой поддержки, и вписываться в современное поле боя. Она обеспечит машине повышенные живучесть, боевую эффективность и лётные характеристики.

В то же время началась и разработка учебно-тренировочной модификации вертолёта. Опыт афганской войны и других вооружённых конфликтов показывает, что предварительным условием сведения к минимуму потерь вертолётов является боевая подготовка экипажей, в частности навыки полётов в горной местности, пустыне, в условиях задымления или запылённости. Для выработки таких навыков незаменима учебно-тренировочная машина.

Также в 2008 г. Ми-28Н продемонстрировали одному из заказчиков в реальной обстановке. Вертолёт не только летал, но и уничтожал все цели в пустыне в ночное время, на что его американские соперники были способны не всегда.

Ми-28Н

В том же году Индия объявила тендер на боевой вертолёт, и экспортный вариант Ми-28НЭ был выбран для участия в этом тендере. Машина, представленная на тендер, – это модификация Ми-28Н, адаптированная к требованиям индийской стороны. Генеральный конструктор Московского вертолётного завода им.Миля Алексей Самусенко заявил в интервью: «Россия обеспечила гибкую линейку продуктов и готова удовлетворить любые требования любого заказчика».

После первого этапа индийского тендера осталось два соперника: российский Ми-28НЭ и американский АН-64 «Апач». Россия продемонстрировала всю боевую технику и провела её демонстрационные полёты в Индии.

Вертолет Ми-28Н широко известен уже давно. Его неоднократно экспонировали на авиасалонах. Однако индийским специалистам требовалось тщательно ознакомиться с его бортовым радиоэлектронным оборудованием, поскольку новая машина кардинально отличается от своих предшественников именно комплексом БРЭО.

Для ознакомления с новейшим БРЭО вертолёта Ми-28НЭ компанию РПКБ (г. Раменское) посетила индийская делегация. У машины хватает новинок, причём аналоги некоторых из них отсутствуют даже у «Апача», модернизованного уже несколько раз. Компания давно уже занимается разработкой БРЭО, работая над интегрированной обработкой данных, поступающих от разных систем. В частности, оборудование Ми-28Н осуществляет обработку данных, поступающих от инерциальной навигационной системы, доплеровского измерителя, системы воздушных сигналов, спутниковой навигационной системы и т.п. Такой подход позволяет повысить точность и надёжность навигационной информации. Для воплощения данного подхода были разработаны сложные алгоритмы на основе калмановской фильтрации и её производных.

РЛС

Благодаря интегрированной обработке данных, предоставляемых цифровой картой местности и РЛС, Ми-28Н способен безопасно летать на сверхмалых высотах. Его экипаж использует цифровую карту, которая обеспечивает информацию о рельефе местности и препятствий (зданий, сооружений и т.п.) по курсу полёта. РЛС обеспечивает информацию об обстановке и препятствиях, которых может и не быть в цифровой карте. Совместная обработка данных, получаемых из двух источников, позволяет вертолёту летать в режиме огибания рельефа местности.

Ранее такого режима не было, но компания РПКБ намерена внедрить его на все российские вертолёты. Данный подход распространяется и на самолёты, но вертолёты лучше приспособлены для действий на сверхмалых высотах благодаря меньшей скорости и способности к зависанию. Существует два вида полёта на сверхмалых высотах: с вертикальным огибанием рельефа местности и с обходом препятствий. Режим обхода препятствий, обеспечиваемый БРЭО, позволяет максимально снизить высоту полёта, то есть позволяет машине быть практически невидимой для средств ПВО противника, снижая её уязвимость.

Естественно, что в разработке БРЭО вертолета помимо РПКБ принимают участие несколько других фирм.

Сейчас Ми-28Н уже прошёл полный цикл испытаний, получен опыт эксплуатации многих из его систем БРЭО. Однако «индийская» модификация Ми-28НЭ оснащена рядом систем, которые не установлены на российском вертолёте. Например, вариант, принимающий участие в индийском тендере, оборудован южноафриканскими противотанковыми ракетами в соответствии с требованиями индийской стороны, так как открытая архитектура БРЭО, стандартные линии передачи данных, конструкция и интерфейсы позволяют использовать различные виды зарубежного вооружения и оборудования. Это подтверждает возможность удовлетворения самых жёстких требований зарубежных заказчиков в том, что касается наращивания возможностей комплекса БРЭО, включая использование зарубежного оборудования. Более того, отдельные системы можно производить и по лицензии с передачей технологий.

БРЭОВ настоящее время комплекс бортового оборудования Ми-28Н включает в себя две ночные системы: оптико-электронную систему для полётов в тёмное время суток и оптическую систему прицеливания. Обе основаны на тепловизионных и телевизионных датчиках. Екатеринбургский Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) производит оптико-электронную систему, а Красногорский завод им. Зверева – оптическую прицельную систему.

Нашлемная система целеуказания (НСЦ) отечественного производства всё ещё проходит испытания в России в рамках программы её разработки. По этой причине допускается оснащение комплекса БРЭО Ми-28НЭ системами иностранного производства. По проведении тщательного анализа специалисты компании РПКБ пришли к выводу, что наиболее подходит нашлемная система производства компании «Thales». Вертолёт Ми-28НЭ включился в проведение индийского тендера, оснащенный именно такой НСЦ. Государственный Рязанский приборостроительный завод (ГРПЗ) получил заказ на разработку и производство НСЦ, полностью состоящего из компонентов российского производства и способен «потягаться» с лучшими зарубежными аналогами. Поставки данной системы ожидаются в ближайшие годы, а её внедрение в комплекс БРЭО Ми-28НЭ – в 2012-13 гг.

Новинкам, внедряемым в Ми-28НЭ, можно было бы посвятить не одну страницу данной статьи. Например, для снижения массы вертолёта было решено перейти на оптоволоконные линии связи, и отказаться от аналогового видеооборудования в пользу цифрового. Это повышает качество изображения и совместной обработки видеоинформации, поступающей с телевизионных, тепловизионных и радиолокационных датчиков. В последние годы было уделено особое внимание интегрированной обработке видеоинформации для повышения чёткости и разрешающей способности индикатора.

Комплекс БРЭО также включает в себя эффективное оборудование для связи с наземными и воздушными объектами. При этом предусмотрено варьирование требований к связному оборудованию в зависимости от заказчика.

Ми-28Н

Кроме того, было продолжено развитие и ещё одной области разработки комплекса БРЭО: его интеллектуализации, разработки электронного помощника пилота, экспертных систем.

Естественно, уделяется внимание и лётной подготовке экипажей Ми-28Н. Комплекс БРЭО вертолёта включает в себя учебно-тренировочные режимы. Пилот способен совершенствовать свои навыки в стоящей на земле машине. Однако такая имитация полёта обладает ограниченными возможностями лётной подготовки, поэтому следует использовать специализированные тренажёры.

Холдинг «Вертолёты России» и научно-технический сервисный центр «Динамика» (г. Жуковский) осенью 2010 г. подписали соглашение о разработке и производстве тренажёров для лётного и инженерно-технического состава, эксплуатирующего вертолёты российского производства. По условиям соглашения, стороны планируют совместную разработку, сертификацию и эксплуатацию учебно-тренировочных средств различных вертолётов. Авиатренажёры «Динамики» обеспечивают максимальный реализм подготовки, что соответствует современным требованиям подготовки лётного состава.

В мае 2010 г. «Динамика» выиграла тендер Министерства обороны РФ на Учебно-тренировочный комплекс для лётного и инженерно-технического состава вертолёта Ми-28Н. По условиям тендера комплекс включает в себя специализированный тренажёр СТВ-28 для экипажа машины и компьютеризированный учебный класс УКК-Ми-28Н-Л. Первый комплекс был поставлен в первую эксплуатирующую часть в конце ноября 2010 г., а компьютеризированный учебный класс – в Воронежское авиационное училище в январе 2011 года. Таким образом, учебные средства для Ми-28Н существуют и успешно эксплуатируются в России, а учебно-тренировочные возможности, присущие комплексу БРЭО вертолёта, станут хорошим дополнением к ним.

вертолёт Ми-28Н

Учебные классы также можно использовать для изучения при помощи компьютера документации, относящейся к комплексу бортового оборудования вертолёта Ми-28НЭ.

Исходя из всего вышесказанного, следует вывод, что вертолёт Ми-28Н, оснащённый новейшим комплексом БРЭО значительно отличается от варианта, представленного несколько лет назад. Но совершенствование машины продолжается и дальше. Руководство РПКБ стремится обеспечить превосходство вертолёта над его нынешними зарубежными соперниками, что обеспечивается многолетней работой в тесной кооперации с Московским вертолётным заводом им. Миля. В долгосрочной перспективе системы, из которых состоит комплекс БРЭО Ми-28Н, будут заменены более совершенными в ходе плановой модернизации. Оборудование отличается очень высокой способностью к совершенствованию, а это обеспечивает неоспоримое преимущество и даёт машине широкие перспективы.

otvaga2004.ru
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (27.07.2013) |
Просмотров: 9127 | Теги: вертолёты, Ми-28Н | Рейтинг: 1.0/17


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Модернизация комплекса БРЭО вертолёта Ми-28Н здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.