Главная » Вооружение » Авиация и флот

Приблизительная численность ВВС РФ к 2020 году
ВВС РФ

После принятия ГПВ-2020 официальные лица довольно часто говорят о перевооружении ВВС (ну или шире – поставке авиационных комплексов в ВС РФ).

В то же время, конкретные параметры этого перевооружения и численность ВВС к 2020 г. прямо не приводятся. В виду этого, многие СМИ приводят свои прогнозы, но представлены они, как правило, в табличном виде – без аргументов или системы расчета. Настоящая статья – как раз попытка прогнозирования боевого состава ВВС РФ к указанной дате. Все сведения собраны из открытых источников – из материалов СМИ. Претензий на абсолютную точность нет, ибо пути Гос… …оборонзаказа в России – неисповедимы, и, зачастую, являются тайной даже для тех, кто его формирует.

Общая численность ВВС

Итак, начнем с главного – с общей численности ВВС к 2020 году. Складываться эта численность будет из летательных аппаратов новой постройки и их модернизированных «старших коллег».

Общая численность ВВС

В своей программной статье (http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html) В.В. Путин указывал, что: «…В предстоящее десятилетие в войска поступит… более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов.». В то же время, нынешний Министр обороны С.К. Шойгу недавно привел немного другие данные: «…до конца 2020 года нам предстоит получить от предприятий промышленности около двух тысяч новых авиационных комплексов, в том числе 985 вертолетов». Цифры – одного порядка, но есть и отличия в деталях. С чем это связано? По вертолетам, возможно, уже не учитываются поставленные машины. Возможно и некоторое изменение параметров ГПВ-2020. Но только они потребуют и изменения финансирования. Теоретически этому способствует отказ от возобновления производства Ан-124 и некоторое сокращение численности закупки вертолетов.

Шойгу упоминал, по сути, не менее чем о 700-800 самолетах (из общей численности вычтем вертолеты). Статье В.В. Путина это не противоречит (более 600 самолетов), но вот «более 600» – не очень соотносится с «почти 1000». Да и деньги на «лишние» 100-200 машин (даже при учете отказа от «Русланов») нужно будет привлекать дополнительно, особенно если закупать истребители и фронтовые бомбардировщики (при средней цене Су-30СМ в 40 млн. дол. за шт. получится астрономическая цифра – до четверти триллиона рублей за 200 машин, при том, что ПАК ФА или Су-35С - дороже). Таким образом, наиболее вероятно увеличение закупок за счет более дешевых учебно-боевых Як-130 (тем паче, что очень надо), штурмовиков и БПЛА (вроде бы, по материалам СМИ, работы активизировались). Хотя и дозакупка Су-34 до 140 шт. тоже может состояться. Сейчас их порядка 24 шт. + около 120 Су-24М. Будет – 124 шт. Но для замены фронтовых бомбардировщиков в формате 1 х 1 потребуется еще полтора десятка Су-34.

Су-34

Исходя из приведенных данных, представляется целесообразным принять усредненные цифры в 700 самолетов и 1000 вертолетов. Итого – 1700 бортов.

Теперь перейдем к модернизированной технике. В целом, к 2020 году по ВС доля новой техники должна составить 70%. Но этот процент для разных родов и видов войск неодинаков. Для РВСН – до 100 % (иногда говорят 90%). Для ВВС назывались цифры в те же 70%.
Допускаю, также, что доля новой техники «достигнет» и 80%, но не за счет увеличения ее закупок, а за счет большего списания старых машин. Впрочем, в настоящей статье используется соотношение 70/30. Поэтому прогноз получается умеренно оптимистичным.
Путем нехитрых подсчетов (Х=1700х30/70), получаем (примерно) 730 модернизированных бортов. Иными словами, численность ВВС РФ к 2020 г. планируется в районе 2430-2500 самолетов и вертолетов.

С общим количеством, вроде бы, разобрались. Перейдем к конкретике. Начнем, пожалуй, с вертолетов. Это наиболее освещаемая тема, да и поставки уже идут полным ходом.

Вертолеты


По ударным вертолетам планируется иметь 3 (!) модели – Ка-52 (140 шт.), Ми-28Н (96 шт.), а также Ми-35М (48 шт.). Итого планировалось 284 шт. (не учитывая некоторых машин, потерянных в авиационных происшествиях). Ми-24 и Ка-50, скорее всего, к этому времени будут списаны (исчерпание ресурса/отсутствие своевременного ремонта; кроме того, Ка-50 представлены только в центре боевого применения, в строевых частях его нет). Возможно, некоторое количество Ка-52 будет выполнено в корабельном исполнении, но будут ли они из числа тех 140 шт. или нет – вопрос. Также, неизвестно, будут ли дальше закупаться Ми-35.

МИ-28

Ми-8 также будут заменяться более современными «собратьями». Сейчас численность Ми-8 всех модификаций оценивается в 350-600 бортов. Вполне вероятно (если усреднить), что их около 450 шт. Уже поставлено 32 новых Ми-8 (в модификациях АМТ, АМТШ и МТВ). Замена старых модификаций продолжится, но конкретные параметры пока неизвестны. Однако можно предположить, что количество Ми-8 несколько сократится. Частично (там, где целесообразно) его заменят более легкие Ка-60 (озвучено 100 шт.). Основным учебным вертолетом, возможно, станет «Ансат-У» сейчас исполняется контракт на 10 или 30 шт., но реальная потребность в учебных машинах – много больше (не менее 100 шт.). Кроме того, исполняется контракт на 36 Ка-226. Он на роль главной учебной машины подходит меньше – соосная схема не является основной для армейской авиации (кроме Ка-52).

 Также идет поставка 18 тяжелых транспортных Ми-26 (новой постройки). Общая их численность в настоящий момент – 30-40 шт. Возможно, части этих машин будет продлен ресурс. Адекватной альтернативы ему нет. Поэтому, если количество Ми-26 и сократится, то ненамного (вывод сделан на основе здравого смысла).

Ми-26

Подведем очередной промежуточный итог. Ударные вертолеты (считая Ми-35) – около 284 машин. Транспортно-боевые (штурмовые), транспортные и др. вертолеты (что уже известно) – 198 машин. Итого: 284+198= 482 (шт.); 1000-482= 518 (шт.). Из этого остатка, очевидно, будет несколько сотен (около 300 или больше) Ми-8. Остаток – около 200 машин, вероятно, будет отдан под учебные и специальные вертолеты (но возможна и закупка пары десятков Ми-26). Перейдем теперь к самолетам.

Самолеты истребительной авиации

Закупки новой техники для ВВС озвучены довольно подробно. В войска поставлено 12 Су-27СМ3 новой постройки и 4 Су-30М2 (http://nvo.ng.ru/armament/2011-03-18/7_vvs.html ) Заказаны и начали поступать в ВВС 60 Су-30СМ (в рамках 2-ух контрактов), 48 Су-35С. Вероятно, будет дополнительно заказано еще 48 Су-35С. Его точное кол-во будет зависеть от успехов по Т-50. Озвучивалось, что ПАК ФА до 2020 г. планируется закупить до 60 шт. Но на это будет максимум 5 лет, а «Сухой» загружен заказами, да и самолет – новый, а не модернизированный. Но планы пока в силе.Кроме того, в ВВС поступили «алжирские» МиГ-29 СМТ (28 шт.) и МиГ-29 УБТ (6 шт.).

МиГ-31

Что будут модернизировать среди истребителей? Известно, что 60 МиГ-31 будет модернизировано до версии БМ, в составе также останутся, по словам Зелина, 30-40 МиГ-31 в модификациях ДЗ и БС (http://www.sdelanounas.ru/blogs/20669 ). Остальные МиГ-31 (около 150 шт.) планируют списать.

Кроме того, за последние годы модернизировано значительное количество (более половины из имеющихся) Су-27. (http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0313/100511974/detail.shtml). Планируется модернизация всего авиапарка Су-27 (из 300-350 имеющихся). К сожалению, более точных цифр найти не удалось. Не указано, что за «численность авиапарка» и на какой момент. Вообще, модернизация Су-27 началась с середины 2000-х. По сути, к 2020 году, наиболее старым Су-27 должно исполниться 34-36 лет. Скорее всего, какое-то количество машин будет списано раньше – с рубежа 2015 года. Тогда же станет заметным и присутствие преемника – Су-35С, что, в принципе, логично. Да и ПАК ФА должен быть на подходе. Таким образом, можно будет оценить кол-во модернизированных Су-27 в составе ВВС к 2020 г. в количестве 170-190 машин.

МиГ-29

МиГ-29 старой постройки, насколько известно, модернизировать не будут. Скорее всего, все они будут списаны (около 200 шт.). В последние годы часто писали о проблемах с планером и уже «забраковали» до 90-100 самолетов. О закупках МиГ-35 говорить пока рано (хотя военные и не исключают такую возможность). Самолет сможет пойти в серию с 14-16 гг. – успеют поставить несколько десятков. Но позволит ли это сделать «лобби» Погосяна? Вопрос… Однако выглядела бы такая поставка логично.

«Сухой», как уже сказано, загружен очень сильно. МиГ – наоборот. Даже сейчас у него больше заказов для Индии, чем для России (для РФ – только 28 МиГ-29К). Если сделать заказ хотя бы на 96 Миг-35, мы и производителя поддержим, и немного сэкономим – иногда можно обойтись более легким и дешевым фронтовым истребителем. Но это пока только слова. МиГ-35 - на испытаниях.

МиГ-35

Таким образом, если параметры закупок не изменятся, в ВВС планируют к 2020 г. иметь около 266 истребителей новой постройки. Еще около 290 истребителей старой постройки модернизируют. Итого – около 556 бортов (плюс/минус). Списано, вероятно, будет около 450 бортов – до 40% списочного состава. Вполне возможно, что многие из этих самолетов и сейчас небоеспособны, а какие-то скоро выработают свой ресурс. В такой ситуации, крупные заказы МиГ-35 могут восполнить списание хотя бы в некоторой части… Впрочем, цифры списаний МиГ-29 и (особенно) Су-27 – весьма умозрительные. Но несколько сотен машин списано все равно будет. Официальное сокращение численности истребительной авиации произойдет. В случае если МиГ-35 будет запущен в серию, Су-27, вероятно, будут списываться в больших количествах.

Самолеты армейской авиации

Перейдем к штурмовикам. Тут главное слово – «модернизация». За последние время (с 2006 г.) уже модернизировано до различных версий СМ несколько десятков Су-25. Всего их будет модернизировано около 150 - 160 шт. (http://topwar.ru/20868-bezymyannaya-modernizaciya-gracha.html) Кроме того, планируется и производство новых Су-25. Но конкретики тут пока нет. Учитывая время, которое остается до 2020 г., произвести удастся не более 40 машин (если вообще будет крупносерийное производство - вроде бы, год назад только 1 новый поставили). Да и о новом штурмовике уже тоже думают, но он – более отдаленная перспектива – как ПАК ДА. Таким образом, к 2020 г. можно прогнозировать наличие около 200 штурмовиков (в основном – модернизированных). Планер у них - крепче, а нагрузки - меньше – поэтому их списание может быть проведено в меньшем объеме. Да и верят сейчас наши «оперативные умы», в основном, только в локальные конфликты, где штурмовики более востребованы. Тут можно и поспорить, но это – другая тема…

су-25

Фронтовые бомбардировщики


Теперь ясно, что к 2020 г. на вооружении останется только один тип фронтового бомбардировщика – Су-34, Су-24 станет историей. Су-34 точно должен поступить в кол-ве 124 шт., но возможна и дополнительная закупка с доведением общего числа машин до 140 шт. (чтобы заменить Су-24 на Су-34 в формате 1 х 1).

су-27

Дальняя авиация

Новых поступлений техники для дальней (стратегической) авиации не предвидится. Но вся она будет модернизирована. Очевидно, что Ту-160 так и останутся в кол-ве 16 шт. (в общей сложности) – заделы достраивать не будут, а ПАК ДА не успеет к тому времени пойти в серию. Все полетопригодные Ту-95СМ также модернизируют. Их общее количество колеблется в районе 40-64 машин (встречал разные данные). Наиболее вероятны цифры в районе именно 40 машин – выработку летного ресурса даже таких надежных самолетов игнорировать нельзя (64 шт. – это на 2005 год). Также модернизируют 30 Ту-22М3. Сейчас их не меньше 140, но полетопригодны, по открытым данным, около 45 машин. Исчерпание пресловутого летного ресурса и длительное отсутствие ремонта опять оказывает влияние… Остальные, постепенно, будут списываться. К 2020 году получим в дальней авиации, в общей сложности, около 85 бортов (максимум). Много это или мало? Сложно сказать, но то, что начали форсировать проект ПАК ДА говорит о том, что уменьшение численности дальней авиации вызвано, в основном, состоянием авиапарка, а не желанием ее ликвидировать.

ту-22

Учебно-боевые (тренировочные) самолеты.

До 2017 г. ВВС должны получить 65 Як-130. Очевидно, что их закупка продолжится. При сохранении таких же темпов, к 2020 г. может быть поставлено еще около 20-25 машин. Итого – около 90 шт. О количестве L-39 говорить сложно – точных данных автор не находил, иногда встречается цифра в 330 шт. Насколько она точна – вопрос. Вполне вероятно, ниже процентов на 30-40. За следующие годы их станет меньше. Потребность ВВС оценивают в 200-250 учебных машин. Таким образом, L-39 должно остаться к 2020 г. не менее 100 шт.

як-130

Также недавно сообщалось о практически полной выработке ресурса всех Су-27УБ. Проблему, вероятно, решат за счет использования Су-30. Но для ПАК ФА все равно следует создать свою учебную машину. Су-30 – для Су-35, Т-50 – более специфическая машина по ЛТХ и концепции в целом. Кроме того, часто встречается мнение, что такие многофункциональные машины как Су-30 смогут решить все проблемы. Логика такая – он - и учебный, и истребитель, и ударный. Итого 60+60+60 = 180… Но это не так - только 60 на единицу времени.

Военно-транспортная авиация

Здесь довольно много неопределенности. Начнем с того, что известно. Планируется приобретение 48 Ил-476. Сейчас в ВС около 200 шт. Ил-76 (возможно, что несколько больше). Полностью заменить их явно не удастся. Но это не столь критичный момент. Ресурс таких машин – довольно большой. При желании, его можно продлить до 40-45 лет. По имеющейся информации (http://www.sdelanounas.ru/blogs/21004/) есть возможности ремонтировать до 12 самолетов в год. Таким образом, можно «откапиталить» (с учетом, что это уже делается) до 110-140 машин. Итого, Ил 76/476 может насчитываться к 2020 г. около 180-190 машин.

Ил-476

Ан-124, вероятно, в серию не пойдет. Но и имеющиеся массово списывать не будут, постараясь продлить их ресурс. Сейчас их около 20 шт.
Ан-12 и Ан-22 (не более 30 шт.), надо полагать, будут списаны – возраст. Но возможно и продление ресурса некоторых из них до 2017-2020 г. Ан-72 (около 20 шт.) также может не задержаться надолго.

 Что идет на замену? Вроде бы, заключен контракт на 11 Ан-140-100 . В то же время, этим количеством все может и ограничиться, т.к. в конце 2012 г. Минобороны предъявляло к "Антонову" претензии по качеству. Вполне возможно, что это так, но возможно, что это и элемент "ценовой войны" и от машин не откажутся. Время покажет... С переменным успехом ведутся переговоры по Ан-70. Пока дело существенно не сдвинулось. Но планируется порядка 60 машин такого класса. Сообщалось, также о закупке нескольких Ту-214.

Ан-124

Итого, можем получить в ВТА: около 120 новых машин + 160 модернизированных.

Специальные» самолеты

Начнем с ДРЛО. Все А-50 (27 шт.) должны пройти модернизацию до А-50У. По А-100 пока точных цифр нет. Производство начнут не ранее 2016 г. Вполне возможно, что некоторое кол-во А-100 уже заложено в контракте на Ил-476.

ДРЛО

Кроме того, планируются к замене Ил-20 – самолеты РЭБ и ЛКП Ил-22. (http://izvestia.ru/news/541859) В общей сложности – их около 40 шт. Но самолеты – старые. Сколько полетопригодных – вопрос. Неясно также, будут ли заключаться дополнительные контракты на их строительство или они будут построены в счет контрактов на Ил-476. Но ясно, что, если все Ил-476 отдадут по специальные машины, для ВТА ничего не останется.

Самолетов-заправщиков Ил-78 в ВВС насчитывается до 19 шт. Для них разрабатывается замена, но пока точных сведений нет (http://topwar.ru/9509-v-rossii-il-78-smenit-novyy-samolet-zapravschik.html).

 Самолеты и вертолеты vip-класса рассматривать не представляется целесообразным.

БПЛА
По БПЛА – тоже нет ясности. Они разрабатываются и будут призваны заменить собой (вероятно) разведывательную авиацию и дополнить армейскую своими ударными возможностями. Примерное их кол-во будет возможно «прикинуть» только после подведения иных итогов.

Общий итог
Итак, что имеем?
Новая постройка (максимум): 266 истребителей + 40 штурмовиков + 140 фронтовых бомбардировщиков + 90 учебно-боевых + 120 ВТА или специальных = 656 новых самолетов. Довольно близко к 700 шт. Впрочем, отмечу, что их может быть меньше на 40 машин (за счет отсутствия всех новых Су-25, 16 Су-34 и уменьшения числа Як-130). Да и +30 «алжирских» МиГ-29 тут тоже учтены. Таким образом, появившееся «окно» в 40-100 машин может быть заполнено средними и тяжелыми БПЛА и МиГ-35. Если, конечно, их успеют запустить в серию.

Теперь перейдем к модернизированным машинам старой постройки: 290 истребителей + 85 самолетов дальней авиации + 100 L-39 + 190 ВТА и специальных (оценочно) = 665.
Итого: 656+665 = 1321 самолет + 1100 вертолетов (учитывая старые Ми-26 и др.) = 2321 шт. Это тоже довольно близко к 2430-2500 шт., вычисленным в начале статьи. Наибольшая погрешность, вероятно, приходится на Су-27, Су-25, L-39 и (особенно) БПЛА, возможно и несколько иное кол-во вертолетов – в сторону увеличения.

Такой вот получился итог. Автор не претендует на полноту и достоверность – тема еще имеет много «белых пятен». Расчеты не учитывают кратность числа летательных аппаратов количеству эскадрилий. Да и финансовою сторону вопроса довольно сложно изучить в деталях. Буду признателен, если у читателей появятся уточнения и дополнения.

 При реализации ГПВ-2020 трудностей будет много - проблемы с ценообразованием, качеством, сроками разработки и постройки стали традиционными для ВПК. Вполне возможно, что в полной мере все реализуют только к 2022-2025 году. Но будем надеяться на лучшее.

Конечно, многие скажут, что будущие ВВС РФ «уже не те…». Не спорю, это так, если сравнивать с мощью ВВС СССР на пике их могущества. Самолетов и вертолетов было в 4-5 раз больше. Их, формально, и сейчас больше, чем будет. Если посмотреть в «Military Balance-2010», то нынешние ВВС РФ оцениваются примерно в 4000 бортов. Почти двукратное сокращение! Но, вероятно, это не так. Тех же Су-24 (всех модификаций, включая «обычные» и МР) «Милитаристы» насчитали порядка 550 шт. В реальности (по словам А.Н. Зелина в одном из интервью) – 124 шт. (без учета Су-24МР и авиации ВМФ). Через несколько дней их стало 123 (катастрофа). Плохое обслуживание, «каннибализм запчастей», сокращения и «оптимизации» в 90-х и начале 2000-х свое дело сделали. Вполне возможно, что в строю – около половины (а может и меньше) от данных Military Balance – те же 2500 бортов. Да и из них в боеготовом состоянии могут быть далеко не все.

Обновление ВВС позволит увеличить количество боеготовых летательных аппаратов на единицу времени. Главное, чтобы была создана инфраструктура их базирования/хранения (ангары и др.), проводилось своевременное обслуживание и ремонт. Да и перевооружение ВВС в 2020 г. не закончится. Предстоит внедрять ПАК ФА (замена для модернизированных Су-27 и, возможно, МиГ-31 – а куда деваться…). В дальней авиации предстоит постановка на вооружение ПАК ДА. Это даже более сложная задача – такие самолеты строить еще сложнее истребителей, да и компоновка «летающее крыло» может задать задачку... Также, должны развиваться разведывательные и ударные БПЛА, окончательно обновиться ВТА, специализированные средства (самолеты ДРЛО, танкеры и др.). Это займет еще 7-10 лет.

Ну а дальше (с 2030-2035 гг.) все должно войти в «плановую» колею с поэтапной модернизацией и заменой боевого состава. Главное – чтобы страну больше не «штормило»… проходили уже…


Категория: Авиация и флот | Добавил: War (11.03.2013) |
Просмотров: 13641 | Комментарии: 1 | Теги: авиация | Рейтинг: 1.0/16


Похожие статьи
Всего комментариев: 1
1  
Будем надеяться что всё пройдёт как запланировали.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Приблизительная численность ВВС РФ к 2020 году здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.