Главная » Вооружение » Авиация и флот

Су-35 - обзор



В самом начале 80-х гг., когда только еще выходили на испытания первые истребители Су-27 серийной компоновки, возникла идея разработать на базе этого самолета модификацию с более широкими боевыми возможностями.

Как мы помним, Су-27 изначально задумывался как истребитель-перехватчик авиации ПВО и военно-воздушных сил, лишенный каких-либо ударных функций. В дальнейшем был проработан вариант оснащения самолета авиационными средствами поражения класса "воздух-поверхность" (авиабомбами и неуправляемыми ракетами), однако отсутствие в штатной системе управления вооружением С-27 специализированных средств для обнаружения и распознавания наземных целей, а также относительно невысокая эффективность неуправляемого оружия привели к тому, что Су-27 так и остался "чистым" истребителем. Вместе с тем высокие летные характеристики и, в первую очередь, большая дальность полета, подтвержденные на испытаниях, позволяли рассчитывать на то, что после оснащения более совершенным оборудованием и новым вооружением (в т.ч. управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность" и корректируемыми авиабомбами) "десятка" сможет стать единым многоцелевым истребителем Военно-Воздушных Сил Советского Союза, способным в равной мере эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей.

Было еще два важных обстоятельства, обусловивших необходимость разработки модифицированного варианта Су-27, получившего название Су-27М (заводской шифр - Т-10М). Во-первых, как уже говорилось выше, в 1982 г. было принято решение о прекращении доводки радиолокационной станции "Меч" со щелевой антенной решеткой и электронным сканированием луча в вертикальной плоскости, которая должна была обладать более высокими характеристиками, по сравнению с РЛС AN/APG-63 самолета F-15A. Серийные Су-27 получили РЛС Н001 с антенной Кассегрейна - неплохой радиолокатор, но не имевший явных преимуществ перед APG-63. Тем временем, в США был создан улучшенный вариант AN/APG-63 с программируемым процессором сигналов и более совершенным процессором радиолокационных данных (с 1983 г. такие РЛС устанавливались на серийные F-15C), а также развернулись работы по новой радиолокационной станции AN/APG-70 с еще более высокими характеристиками для "двухцелевого" истребителя F-15E (с 1987 г. станции APG-70 устанавливались и на F-15C). Для восстановления "статуса - кво" модифицированный Су-27М предстояло оснастить новой РЛС с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность". Ее разработка была поручена НИИП, при этом предполагалось использовать опыт, полученный специалистами института при создании РЛС "Меч", и последние достижения цифровой вычислительной техники.

Во-вторых, еще в 1976 г. ВВС и ВМС США заказали разработку новой управляемой ракеты "воздух-воздух" средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) с инерциально-корректируемой системой управления и активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГС). Испытания такой ракеты, позднее получившей название AIM-120A, начались в 1984 г., а спустя 5 лет она поступила на вооружение истребителей F-15C/E, F-16C, F-18C и F-14D. Основным новым качеством этой ракеты стала реализация принципа "пустил-забыл", в соответствии с которым истребитель после пуска мог выходить из атаки, уклоняясь маневром от встречной атаки противника. Это достигалось путем использования на ракете активной радиолокационной головки самонаведения, не требующей подсвета цели БРЛС носителя. Для увеличения дальности пуска за пределы дальности захвата АРГС, на ракете использовалась инерциальная система управления (ИСУ). Вырабатываемая ею информация о взаимном положении ракеты и цели корректировалась по линии радиокоррекции, связывающей ракету и самолет-носитель, по которой на ракету периодически передавались измеряемые БРЛС координаты цели. Таким образом, в ракете AIM-120A был реализован принцип инерциально-корректируемого управления до захвата цели АРГС, примененный и на советских ракетах средней дальности с полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения Р-27 и Р-27Э, входивших в систему вооружения истребителей 4-го поколения Су-27 и МиГ-29. Однако на AIM-120A, в отличие от Р-27, ИСУ была реализована в виде бесплатформенной инерциальной системы на базе БЦВМ и отдельного гироинерциального блока. Такое решение позволяло увеличить соотношение между дальностью пуска и дальностью захвата головкой самонаведения до 4-6, против 2.5 у ракеты Р-27.



Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++. В ходе модернизации Су-27 был оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), системой дозаправки топливом в воздухе, новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения.

Необходимость создания нового самолета была обусловлена стремлением расширить возможности истребителя-перехватчика ПВО Су-27 и создать на его базе единый многоцелевой истребитель для ВВС СССР, способного в равной степени эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей. Этот самолет планировалось оснастить более эффективной бортовой радиолокационной станцией (РЛС) с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность", а также ракетой средней дальности нового поколения с активной радиолокационной головкой самонаведения и инерциальной системой управления.

Модифицированный самолет Су-27М (Т-10М в ОКБ), впоследствии Су-35, создавался по решению Комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам (от 29.12.1983 г.) группой конструкторов во главе М.А.Погосяном (генеральный конструктор М.Н. Симонов). Эскизный проект Су-27М был подготовлен в 1985 г. Испытания первого опытного образца Т-10М-1, построенного с использованием планера серийного Су-27 (Т-10-70) начались 28.06.1988 г. (летчик-испытатель О.Г. Цой), а 18.01.1989 г. первый полет совершил второй прототип (Т-10М-2). Серийное производство Су-27М было развернуто в Комсомольске-на-Амуре, первый из которых был выпущен 1.04.1992 г. За рубежом самолет, получивший наименование Су-35 впервые был показан осенью 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания). Опытный самолет Су-27М (Т-10М-6, бортовой номер 706), предназначенный для для отработки модифицированной системы дистанционного управления и другого оборудования, в 1992 г. был представлен министрам обороны СНГ на выставке авиационной техники в Мочулищах (Белоруссия). В августе 1993 г. Су-35 был продемонстрирован на международном авиакосмическом салоне (МАКС-93) в г. Жуковском



Назначение

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может решать задачи разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

Основные отличия и конструктивные особенности

Основные отличия от серийного самолета Су-27: дополнительное переднее горизонтальное оперение на наплыве крыла; цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах; изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки; увеличенная до 34 т максимальная взлетная масса, усиленное шасси с двухколесной передней опорой; увеличенный до 10250 кг запас топлива за счет интегральных баков-отсеков в крыльях и вертикальном оперении; увеличенная площадь и высота килей; наличие системы дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева и возможности применения двух подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 л; новый комплекс БРЭО (многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны, новый комплекс связи и др.); измененное приборное оборудование кабины летчика и кресло с углом наклоном спинки 30 град.; наличие ракет средней дальности типа РВВ-АЕ; увеличенное до 12 количество ракет; возможность применения управляемого и неуправляемого оружия для поражения наземных целей.

Конструктивно самолет Су-35 спроектирован по концепции "электронной устойчивости" с электродистанционной системой управления (СДУ). Он построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением и интегральной компоновкой. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения оснащено развитыми наплывами и плавно сопрягаясь с фюзеляжем образует единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установлены под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимное влияние и позволяет размещать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.



Вооружение

Самолет Су-35 оснащен стрелково-пушечным, управляемым ракетным класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", неуправляемым ракетным и бомбардировочным вооружением. Стрелково-пушечное вооружение представлено 30-мм встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой типа ГШ-301 (установлена в наплыве правой половины крыла, боекомплект 150 патронов, 1500 выстр./мин.).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение может включать управляемые ракеты (УР) типа Р-27РЭ (ТЭ,Т,Р), РВВ-АЕ, Р-73 класса "воздух-воздух", а также УР Х-59, противокорабельные (ПКР Х-31А) и противолодочные (ПРЛР Х-31П) ракеты, УР Х-29Т класса "воздух-поверхность"; корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, КАБ-500Л и КАБ-1500Кр. Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" может достигать 8000 кг и включать бомбы типа ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ФАБ-250М54, ОФАБ-100-120, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры КМГУ, неуправляемые ракеты типа С-8 в блоках Б-8М1, С-13 в блоках УБ-13, С-25 в пусковых устройствах.



Ракетное и бомбардировочное вооружение может размещаться на авиационных пусковых (АПУ) и авиационных катапультных (АКУ) устройствах, а также на балочных держателях (12 точек): 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем"). На самолете может быть подвешено до 8 УР "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 УР средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 УР ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" включает 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73. Всего на Су-35 может быть размещено более 70 вариантов вооружения.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6-ти блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6-ти блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).


Состояние и модификации

Состояние – к 1995 г. было построено 12 самолетов Су-27М опытной серии (в т.ч. 9 на "КнААПО им. Ю.А. Гагарина"), которые после доработки обозначены как Су-35. Серийное производство планировалось на 1996-2005 гг., но из-за отсутствия средств было отложено.

Модификации:

Су-27 - базовый серийный истребитель;

Су-35 (Су-27М) – многофункциональный самолет опытной серии;

Су-35УБ - многоцелевой двухместный учебно-боевой истребитель (в стадии разработки)
;

Су-37 (Су-27М2, Super Flanker) – истребитель с двигателями типа АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, короткоходовой боковой ручкой управления. ьших перегрузках. Выполнен по аэродинамической схеме "неустойчивый интегральный триплан" и практически не имеет ограничений по углу атаки. Планер в целом выполнен с использованием новых высокопрочных сплавов и композиционных материалов. В кабине летчика установлены: катапультируемое кресло К-36, 4 жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплея для отображения всей необходимой информации и табло отказов. Истребитель оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, новой системой РЭБ и системой закрытого обмена данными о целях с другими истребителями и наземными командными пунктами. Первый полет прошел 2.04.1996 г., 18.08.1966 г. - впервые показан на авиационном празднике в Тушино. В настоящее время летные испытания продолжаются. Собран на заводе в Комсомольске-на-Амуре как прототип серийного боевого самолета.

Характеристики

Максимальная взлётная масса, кг    34000
Нормальная взлётная масса, кг    25700
Масса пустого самолёта, кг    18400
Максимальная посадочная масса, кг    .
Масса топлива, кг    10250 (во внутренних баках)
Длина пробега, м    600
Длина разбега, м    750
Крейсерская скорость, км/ч    .
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч    2500
Максимальная скорость у земли, км/ч    1400
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км    3200 (на большой высоте без ПТБ)
Практический потолок, км    18000
Длина самолёта, м    22,18
Высота самолёта, м    6,43
Размах крыла, м    14,7
Площадь крыла, кв.м    62
Энергетическая установка    2хТРДДФ АЛ-31A (2х12500 кгс)


Источники
http://www.arms-expo.ru/049049056052124050057055048.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su35.html
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (18.04.2012) |
Просмотров: 10817 | Теги: Су-35, Су, ввс | Рейтинг: 1.0/18


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Су-35 - обзор здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.