Главная » Вооружение » Авиация и флот

Вертолёты ДРЛО
Вертолет в качестве носителя радара заметно уступает самолету: и грузоподъемность у него меньше, и внутренние объемы, и продолжительность полета, и скорость. Но зато ему не нужен аэродром!

1.
Первыми вертолет ДРЛО сделали, понятно, американцы, и вертолет был, разумеется, Сикорского. В 1957 году радар AN/APS-20 был установлен на самый большой в тогдашней Америке вертолет Sikorsky HR2S. Даже на два вертолета, ставших HR2S-1W и украшенных обтекателями антенны в носу. Однако вибрации настолько ухудшили работу радара, что идея не получила развития, а дальнее радиолокационное покрытие для десантов морской пехоты было решено передать флотской палубной авиации.

Sikorsky HR2S

2.
Англичанам, ликвидировавшим к концу 1970-х свой авианосный флот, передавать эти задачи было некому, а Фолклендская война показала, что ДРЛО на море (и не только) важно и нужно. В авральном режиме доработали два противолодочных вертолета Westland Sea King HAS.2, установив по правому борту обтекатель антенны радара Searchwater. Этот радар по боевым характеристикам не слишком превосходил все тот же AN/APS-20, но был гораздо легче и компактнее, и кое-как мог справиться с обнаружением воздушных целей (хотя, исходя из его названия, был «заточен» на поиск надводных целей, и следить за высокоскоростными самолетам не мог). Эрзац получил название Sea King HAS.2 (AEW) и был спешно переброшен на борту авианесущего крейсера на Фолкленды – но на войну уже не успел. В 1985 году на крейсерах типа Invincible в дополнение к истребителям вертикального взлета и посадки Sea Harrier появились строевые вертолеты ДРЛО Sea King AEW.2, также переделанные из HAS.2, позже несколько Sea King HAS.5 подверглись аналогичной переделке и стали AEW.5

Westland Sea King HAS.2

Нормальный вертолет ДРЛО, способный реально обнаруживать ударные самолеты и крылатые ракеты противника, англичане получили только в 2002 году в результате проекта Cerberus, в ходе которого ранее построенные «Си Кинги» ДРЛО модернизировались установкой нового радара Searchwater 2000AEW в модификацию AEW.7 (они же ASaC.7). Ожидается, что к 2016 году их сменит вертолет ДРЛО на базе AW101, причем радар и электроника на нем будут стоять те же.

3.
В СССР интерес к морским авиационным системам ДРЛО возник также после Фолклендской войны, и началось проектирование соответствующих самолетов (закончившееся ничем) и вертолетов. И тут в целом пошли по британскому пути – снабдили мощным радаром Е-801 «Око» с фазированной решеткой имеющийся транспортно-боевой вертолет Ка-29, созданный в свою очередь на базе противолодочного Ка-27. Результат был назван Ка-31, антенна на стоянке находится в сложенном состоянии под брюхом вертолета, в боевом ее панель вращается для обеспечения кругового обзора (при этом шасси, чтобы не мешать, поджимается).

Ка-29

В боевом положении радара вертолет должен или находиться в висении, или двигаться с малой скоростью (вообще стабилизировать вертолет в движении на скорости до 100 км/ч с такой «подвеской» удалось с большим трудом): антенна не имеет обтекателя. Да он и бессмысленен при таких габаритах, а габариты антенны во многом обеспечивают неплохие характеристики радара: обнаружение морских целей на дистанциях до 250 км, воздушных класса истребитель – около 150. Плюс автоматическая линия передачи данных на корабль и возможность использования вертолета для загоризонтного целеуказания крылатых ракет. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с возможностями «Хокая», но благодаря сочетанию достаточно мощного радара и совершенного носителя Ка-31 на сегодня является лучшим вертолетом ДРЛО. Несмотря на это, на вооружении российского флота таких машин нет (хотя опытные одно время летали с «Адмирала Кузнецова»), поскольку нет денег на их приобретение.
Зато деньги есть у Индии и Китая, которые активно покупают такие вертолеты, прицениваются к ним и другие зарубежные заказчики. Правда, после заключения контракта по «Мистралям» отечественные военные решились на закупку для них нескольких Ка-31, но в несколько модернизированном виде.

4.
Долго пробивал себе дорогу французский вертолет ДРЛО. Еще в 1986 году радиолокатор Orchidée был установлен за рампой вертолета Aérospatiale SA 330 Puma. Система была предназначена, однако, для сухопутного использования в интересах наземных войск и «Орхидея» была заточена на работу по наземным целям (и низколетящим воздушным, например, вертолетам).

Aérospatiale SA 330 Puma

В полете вращающаяся антенна выдвигалась ниже корпуса вертолета, причем с выпущенной антенной (сильно меньшей, чем у Ка-31) скорость полета могла достигать 180 км/ч. Вертолет передавал данные на мобильный пункт управления войсками.

AS.532UL Cougar

Программа была закрыта в 1990-м (отчасти из-за невозможности добиться заданных результатов по дальности), но опытный комплекс направили на «Бурю в пустыне», где его возможности оказались очень даже востребованными войсками. В результате программа возобновилась, и французская армия получила четыре вертолета ДРЛО – но на этот раз базой для них послужил AS.532UL Cougar, оснащенный усовершенствованным радаром по программе Horison. Полное развертывание комплекса из четырех вертолетов и двух наземных командных пунктов было осуществлено в 2002 году, но уже в 2008-м система Horison была снята с вооружения с целью сокращения расходов.

5.
Технология же, вероятно, попала в Китай (или китайцы решили попытаться скопировать ее самостоятельно). В 2009 году появились фотографии вертолета Z-8 (китайский вариант французского Aerospatiale Super Frelon), за рампой которого находился некий прямоугольный контейнер, издали напоминающий антенну Horizon. Для чего предназначен этот вертолет, не сообщается, но это может быть и «наземная» система для сухопутных войск, как у французов, и «морская» для оснащения авианосцев. Впрочем, решение о приобретении Ка-31 косвенно может служить подтверждением тому, что пока прогресс в разработке собственного китайского вертолета ДРЛО весьма скромный.

Z-8

Китайцы интересуются и палубными самолетами такого назначения, в частности данными по Як-44, на одной из китайских баз было замечено нечто, очень напоминающее американский «Хокай» (вероятно, полноразмерный макет), но создать что-то подобное самим им в ближайшем будущем навряд ли удастся. Ведь, по китайской традиции, для начала палубный самолет ДРЛО (или как минимум, палубный самолет соответствующих размеров) надо где-то купить, а США, единственная страна, таковые производящая, как-то не собираются его продавать…

Зато много кто делает авиационные комплексы ДРЛО наземного базирования, о них – в следующий раз.
Категория: Авиация и флот | Добавил: War (19.09.2013) | Источник
Просмотров: 5245 | Теги: Вертолеты | Рейтинг: 1.0/10


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Вертолёты ДРЛО здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.
Читайте также:
Мистраль адаптируют под ВМФ

По сообщению DCNS российские требования к кораблю включают изменение проекта BPC для размещения вертолетов Камова

рсзо смерч

(РСЗО) "Смерч" предназначена для поражения на дальних подступах любых групповых целей,

Спецназ ГРУ возвращается "под крыло" родного ведомства

"Возвращение бригад спецназначения "домой" – абсолютно правильное решение.