Главная » Вооружение » ПВО и РВСН

Cистема МРИС или «всевидящее око» будет готова к 2013 году
Cистема МРИС или «всевидящее око»


Минобороны России разворачивает новую глобальную разведывательно-информационную систему.

На данный момент Минобороны заканчивает согласование технической документации и объемов финансирования проекта многопозиционной разведывательно-информационной системы (МРИС).

Система способна обнаружить и отследить самолеты и корабли на расстоянии нескольких тысяч километров. На больших расстояниях «всевидящее око» гораздо эффективнее существующих воздушной, космической, радиолокационной разведок.

 Пока речь идет лишь о предэскизном проекте системы радиотехнической разведки и, разумеется, о ее стоимости. Технические характеристики будущей системы пока что остаются секретными. Но понятно, что МРИС должна обнаруживать радиоизлучение систем самолетов, кораблей, радаров, комплексов связи GPS и ГЛОНАСС и на этой основе определять координаты источников и отслеживать их передвижение. Предполагается, что в дальнейшем дело дойдет и до контроля передвижения наземной техники, передают «Известия». При этом, по мнению гражданских разработчиков и военных заказчиков, противник не будет знать, что его обнаружили, поскольку принцип действия МРИС пассивный: она просто «слушает» пространство.

Такая концепция выделяет МРИС среди других аналогичных комплексов. При достаточной чувствительности приемника, особенно если он на спутнике, можно засечь даже слабенький сигнал мобильника на Земле, не то что самолета или корабля. Другое дело, что для определения координат потребуется засечь его с трех, а лучше четырех спутников. Но чтобы засечь и сказать: «Да, это именно то, что нас интересует!» — сигнал надо выделить на фоне тысяч подобных. А если источников одного типа множество (в США более 30 тыс. бортов ежесуточно в воздухе, в мире — около 200 тысяч)? Нетрудно себе представить тот объем информации, который должен поступать на один спутник. Соответственно, необходимы алгоритмы и большая мощность бортового компьютера. Если все сбрасывать на землю и обрабатывать там, то потребуются спутники-ретрансляторы и еще более мощные компьютеры.

 Обнаружение сигналов и определение координат наземными станциями ничуть не проще и не дешевле. Нужны десятки многокилометровых антенных полей, селекция наземных помех, широкополосные тракты обмена информацией и, опять же, мощные компьютеры. Кроме того, необходимо заранее решить, какие данные каким средствам поражения передавать. Потенциальная угроза может быть разного веса, а дальность высокоточных средств поражения не так уж и велика. И опять же потребуются спутники, чтобы эти команды передать.

 В итоге все сводится к космосу. И тут военные обязательно столкнутся с проблемами, связанными с возможностями российской орбитальной группировки. От США мы отстаем давно: если в 1970–1980-е годы запускалось около 30 спутников в год, в 1999-м был лишь один запуск, а в 2000-м — три. Примерно с такой же периодичностью производятся запуски и сегодня. Дело дошло до того, что вице-премьер России Сергей Иванов констатировал: в 2010 году из 11 спутников, создание которых было внесено в госзаказ, было подготовлено лишь пять. Сегодня у американцев на орбите более 400 спутников, у нас — менее 110, из которых около 80% — аппараты военного и двойного назначения. Но ведь нужны спутники РТР и связи! Да еще с многолетним ресурсом работы на орбите, иначе никаких денег не хватит. Спутники РТР и связи — близкие родственники. Несмотря на деликатность темы, об их качестве можно судить хотя бы по следующим данным: средний срок работы подобных отечественных аппаратов вырос с шести лет в 1980-е годы до девяти в конце 1990-х, а затем за первые десять лет XXI столетия упал до семи лет.

 Как известно, спутник состоит из модуля служебных систем (МСС), или платформы и модуля полезной нагрузки (МПН), или бортового ретрансляционного комплекса. Следует отметить как факт, что из-за глубокого кризиса 1990-х годов прошлого века отечественная электронная промышленность фактически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов. В результате мы стали закупать комплектующие за рубежом. Располагая уникальными космическими технологиями, Россия за 20 истекших лет почти полностью утратила способность создавать элементную базу для производства радиотехнических элементов для космических аппаратов (КА). Это привело к тому, что все (то есть 100%!) МПН на отечественных спутниках связи гражданского назначения последнего десятилетия изготовлены на иностранных космических предприятиях.

 В свою очередь, модуль служебных систем (платформа КА) включает в себя следующие основные элементы: бортовой комплекс управления, систему ориентации и стабилизации, систему электропитания, систему коррекции орбиты, командно-измерительную систему, систему телеметрического контроля и систему терморегулирования. Примечательно, что основные чувствительные и исполнительные элементы всех агрегатов платформы (БЦВМ, приборы ориентации на Солнце и Землю, астродатчики, элементы командно-измерительной системы и системы телеметрического контроля, литиево-ионные аккумуляторные батареи и т. д.), как правило, закупаются за рубежом. В настоящее время любой отечественный КА связи гражданского назначения любого российского производителя изготавливается на 75–85% из иностранных комплектующих. Даже на КА системы ГЛОНАСС эта доля давно превышает 40%. То есть отечественными их можно назвать лишь условно.

«Все гражданские и военные объекты на земле и в воздухе имеют несколько систем, излучающих радиоволны. Это радиолокационные станции (РЛС), комплексы связи навигации GPS и ГЛОНАСС, радиовысотомеры и т.д. Самолет излучает также тепловую и прочие энергии. От физических законов никуда не деться даже малозаметным для радаров американским B-2 и F-22. Задача МРИС — найти это излучение в пространстве, дать точные координаты и отследить передвижение», — сказал он.

Для размещения элементов МРИС требуется площадка в несколько десятков квадратных метров под антенны. Позиция системы, по словам собеседника, практически незаметна для воздушной и космической разведки. «Первые испытания комплекса прошли в 2009 году. Тогда мы тренировались на самолетах и кораблях ВМФ России. Размешенный в Подмосковье позиционный пост обнаруживал и отслеживал разнотипные самолеты над Баренцевым морем. Совместив реальный курс самолета и его маршрут на индикаторах, МРИС выявила отклонения всего в несколько метров», — сказал офицер.

Аналогичный проект несколько лет осуществляет компания British Aerospace (BAE) Systems. Ее технология NAVSOP засекречена столь же серьезно, как и российская МРИС, и о самом факте разработки стало известно только в августе нынешнего года. Британцы официально признали в пресс-релизе, что традиционные технологии (имеется в виду GPS) не всегда эффективны, что «доказали последние инциденты на границах с Северной Кореей», когда системы ПВО Южной Кореи не заметили северокорейские ракеты.

NAVSOP является комплексным решением, указывает BAE, и включает в себя отслеживание излучения по вышкам сотовой связи, точкам доступа Wi-Fi, вышкам радиостанций, антеннам телесигнала и практически всем источникам радиосигнала. Как говорят британские разработчики, эта технология будет использоваться только на военном оборудовании. А вот МРИС имеет двойное назначение.

Директор Института стратегических оценок Александр Коновалов заявил «Известиям», что в России настоящий провал в системах разведки и обмена информации - «Если МРИС сможет давать целеуказания высокоточному оружию с большой степенью достоверности, это откроет широкие возможности уничтожать противника во всех регионах земного шара». По мнению Коновалова, «всевидящее око» необходимо включить во все разведывательные и информационные системы, которые есть или будут созданы в России.

izvestia.ru
smartnews.ru
Категория: ПВО и РВСН | Добавил: War (03.12.2012) |
Просмотров: 9051 | Теги: ПВО, Связь, про | Рейтинг: 1.0/13


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Cистема МРИС или «всевидящее око» будет готова к 2013 году здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.