Главная » Вооружение » ПВО и РВСН

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»



Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус" с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

История

ОТРК 9К72 был разработан в 1958-1961 годах в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев) с участием ряда КБ и НИИ. Разработчиками основных систем комплекса были назначены:
 НИИ-592 - по бортовой системе управления (главный конструктор - Н.А. Семихатов);
 ОКБ-3 - по двигателю на первом этапе летных испытаний (главный конструктор - Д.Д. Севрук, ведущий конструктор - Н.И. Леонтьев);
 ОКБ-5 - по двигателю со второго этапа летных испытаний (главный конструктор - А.М. Исаев, ведущий конструктор - Н.В. Малышева);
 НИИ-944 - по гироскопическим приборам (главный конструктор - В.И. Кузнецов);
 НИИ-6 - по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части;
 НИИ-1011 МСМ - по спецзаряду и комплекту электроавтоматики (научный руководитель - Ю.Б. Харитон, главный конструктор - С.Г.Кочарянц) ;
 ГСКБ - по комплексу наземного оборудования, (главный конструктор - В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин);
 завод 784 Киевского СНХ - по приборам прицеливания (главный конструктор С.П. Парняков);
 ОКБТ Ленинградского Кировского завода - по стартовому агрегату на гусеничном ходу (главный конструктор - Ж.Я. Котин);
 ЦКБ ТМ - по стартовому агрегату на колесном ходу (главный конструктор - Н.А.Кривошеин).

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению СМ СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)


Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11 (однако потребовалась выполнить определенные доработки).
 
Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М, конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.
 
В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5 (во главе с главным конструктором А. М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.
Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр (КапЯр) 12 декабря 1959 г.

24 марта 1962 г. постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.
Стартовый агрегат 2П20 на колесном шасси МАЗ-537 (разрабатываемый одновременно с гусеничным 9П19) испытания не выдержал[1] и на вооружение принят не был. В 1967 году принята на вооружение пусковая установка 9П117 на четырёхосном самоходном шасси МАЗ-543П.
 
В 1960-х гг. были пересмотрены правила индексации вооружения с целью их упорядочения. Именно тогда ракетам перестали присваивать индекс «К», который заменили на индекс «М» (причем наименование комплекса от наименования ракеты стало отличаться только одной буквой). Однако для ракет, уже стоявших на вооружении (в том числе и 8К14), индексация осталась старой, но были присвоены новые индексы для ракетных комплексов (которые до этого отдельных индексов не имели). Комплекс из ракеты 8К14 с комплектом оборудования и техники, обеспечивающей её эксплуатацию, получил индекс 9К72.

Комплекс широко поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Иемен, Вьетнам и другие. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.

 Комплекс 9К72 является на настоящий момент морально устаревшим, громоздким, но достаточно надежным и до сих пор стоит на вооружении, хотя производство ракет и комплектующих закончено еще в конце 80-х.

 На западе комплекс получил обозначение "Scud"-B.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

Состав

Пусковая установка:
- Р-17 / 8К14 - гусеничная СПУ 2П19 / 2П19-1 ("объект 810") на базе ИСУ-152 (ИС-2) разработана на Кировском заводе (г.Ленинград) под руководством К.Н.Ильина. Установка серийно выпускалась Кировским заводом. Выводится из состава ВС СССР с заменой на 9П117 и модификации начиная с 1967 г. по 1976 г. В двух ракетных бригадах оставалась на вооружении до 1989 г. как минимум (ракетная бригада на Кавказе и в п.ПинОзеро с ПТРБ в Кандалакше).
Экипаж - 8 чел
Длина СПУ - 7,05 м
Длина СПУ с ракетой - 12,6 м
Ширина - 3,24 м
Высота на марше - 3.3 м
Дорожный просвет - 48 см
Масса СПУ с ракетой - 42.5 т
Углы наведения по горизонтали - +-80 град.
Мощность двигателя (дизель А-308) - 520 л.с.
Скорость максимальная по шоссе - 40 км/ч
Скорость максимальная по грунту - 25 км/ч
Скорость движения с заправленной ракетой с БЧ или без БЧ:
- 40 км/ч (шоссе, до 500 км, по инструкции)
- 25 км/ч (грунт, до 500 км, по инструкции)
- 40-50 км/ч при погрузке СПУ 2П19 на трейлер МАЗ-5247Г (грунт и шоссе, соответственно, по инструкции)
Запас хода по шоссе - 500 км
Радиостанции - Р-113 и Р-108 (по 1 шт)

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

СПУ 2П19 с ракетой Р-17 и без ракеты в Музее Артиллерии (Санкт-Петербург, 2007 г.)

Ракета 8К14 - баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) , автономной инерциальной системой управления, системой аварийного подрыва и неотделяемой боевой частью. ЖРД обеспечивает максимальную дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность - 50 км). Гарантированная дальность стрельбы – 275 км. Ресурс работы двигателя- 100с. Система управления ракеты 8К14предназначена для подготовки к пуску,осуществления пуска и управления полётом ракеты. Система аварийного подрыва ракеты (АПР) (см. описание) предназначена для ликвидации боевого заряда головной части в воздухе в случае аварийного полёта ракеты. Максимальная высота траектории полета ракеты - 86 км , минимальная - 24 км. Полетное время - от 165 до 313с. Обеспечиваемое системой управления среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610м и в ширину от 100 до 350м. Органы управления - газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла.

 8к14 оснащается ядерными боеголовками 9Н33(РА-17), 9Н33-1 (РА-104, РА-104-1, РА-104-2) или 8Ф14 (269А) мощность до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555кг). Вес головных частей - 987кг.



Разрез ракеты 8К14 / Р-17 (рис. КБМ им. В.П.Макеева)

Двигатель:
Р-17 (вариант 1) - однокамерный ЖРД С3.42Т ОКБ-3 (главный конструктор - Д.Д.Севрук, ведущий конструктор - Н.И.Леонтьев) - использовался на стадии проектирования и в первых сериях ракет Р-17. Двигатель разработан на базе ЖРД С3.42А.

Горючее - керосиновая смесь ТМ-185 - 56+1,5% полимердистиллят; 40+1,0% легкое масло пиролиза; 4+0,5% трикризол
Окислитель - АК-27И - 69,8-70,2% азотной кислоты HNO3; 24-28% азотного тетроксида N2O4; 1,3-2% воды H2O; 0,03% оксид алюминия Al2O3; ингибитор 0,12-0,16% йод I2
 Пусковое горючее - ТГ-02 "Самин" - 50+2% триэтиламин (с диэтиламином); 50+2% изомерный ксилидин; до 0,4 % H2O (сокращ. от «Топливо ГИПХ-02», также «Самин») ГОСТ 17147-80
Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя
Подача топлива - турбонасосный агрегат работающий от газогенератора
Масса сухая - 160 кг
Тяга - 13000 кг (приблизительно)
 
Р-17 (вариант 2) - однокамерный ЖРД С5.2 / 9Д21 ОКБ-5 (главный конструктор - А.М.Исаев, ведущий конструктор - Н.В.Малышева), созданный на базе С2.253А ракеты Р-11М. Заново разработана камера сгорания двигателя и закритическая часть сопла. Двигатель открытой схемы с ТНА и газогенератором. Стартовая раскрутка турбины ТНА - от твердотопливного пускача, работа на режиме от газогенератора на основных компонентах Двигатель производился серийно с 1962 г. по 1985 г. Воткинским машиностроительным заводом. Конструкторское сопровождение ЖРД осуществлялось так же Воткинским заводом, главный конструктор В.Е.Тохунц.

Горючее - керосиновая смесь ТМ-185 - 56+1,5% полимердистиллят; 40+1,0% легкое масло пиролиза; 4+0,5% трикризол
 Окислитель - АК-27И - 69,8-70,2% азотной кислоты HNO3; 24-28% азотного тетроксида N2O4; 1,3-2% воды H2O; 0,03% оксид алюминия Al2O3; ингибитор 0,12-0,16% йод I2
Пусковое горючее - ТГ-02 "Самин" - 50+2% триэтиламин (с диэтиламином); 50+2% изомерный ксилидин; до 0,4 % H2O (сокращ. от «Топливо ГИПХ-02», также «Самин») ГОСТ 17147-80
Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя
Подача топлива - турбонасосный агрегат работающий от газогенератора
Тяга - 13310-13380 кг (по разным данным)
Удельная тяга на земле - 230 кг на кг/с
Расход топлива - 57.83 кг/с
Импульс на уровне моря - 226 сек
Импульс в вакууме - 258 сек
Длина - 1490 мм
Диаметр максимальный - 770 мм
Диаметр камеры сгорания внутр.- 380 мм
Диаметр критического сечения сопла - 124,5 мм
Диаметр выходного сечения сопла - 400 мм
Количество форсунок - 519 шт
Масса сухая - 120 кг
Давление в камере сгорания - 69,4 кг/кв.см
Давление на срезе сопла - 0,827 кг/кв.см
Ресурс двигателя - 100 сек

Цепи взведения головной части подготавливаются после отрыва ракеты от стартового стола. Через 4 секунды после подачи прибором 1СБ12 команды на выключение двигателя проходит команда на снятие первой ступени предохранения. Через разъем Ш5А система АПР ракеты стыкуется с исполнительными элементами системы АПР в головных частях, а также готовится цепь снятия второй ступени предохранения. Вторая ступень предохранения снимается при опускании ракеты с 5000 м до 3000 м. Через разъем 03 кабельный ствол от разъема ОШО в хвостовой части ракеты стыкуется с электрической системой внутреннего подогрева головных частей в ядерном снаряжении.

 Ракета 8К14 может оснащаться головными частями телеметрического варианта или головными частями в боевом снаряжении. Первоначально ракета 8К14 разрабатывалась для применения с головными частями в обычном снаряжении 8Ф44 (фугасная) и в ядерном снаряжении 8Ф14 (269А) с урановым зарядом типа РДС-4 мощностью до 10 кт. Когда встал вопрос про возможность оснащения ракеты 8К14 головной частью с химическим зарядом, то выяснилось, что данная ракета не может быть оснащена такой головной частью, так как головная часть должна иметь на борту мощный источник питания длительного хранения (например ампульную батарею). Кроме того возникли проблемы с размещением баллона с отравляющим веществом в габаритах ГЧ. Разработанная головная часть 3Н8 получилась более тяжелая (1016 кг) и другой формы (подкалиберная, но более длинная). Для использования данной головной части была разработана ракета 8К14-1. Чтобы нести более тяжелую и длинную ГЧ вместо алюминиевого стали использовать стальной стыковочный шпангоут, а для возможности задействования ампульной батареи головной части одновременно с ампульными батареями СУ и САПР ракеты - подвели воздухопровод низкого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Позже вместо головной части 3Н8 на вооружение была принята ГЧ 8Ф44Г, которая имела обычные габариты и вес. Дальнейшей модернизацией химических боевых частей стала 8Ф44Г1. Аппаратура управления химической боевой части позволяет устанавливать высоту срабатывания заряда.

 На смену ядерной боевой части 8Ф14 пришла головная часть в ядерном снаряжении 9Н33 с зарядом РА-17 (плутониевый заряд имплозивного типа). Дальнейшей модернизацией ядерных боевых частей стала 9Н33-1 с зарядами различной мощности (РА104 - ядерный заряд мощностью до 50 кт, РА104-1 - ядерный заряд мощностью до 100 кт, РА104-2 - термоядерный заряд). Все головные части в ядерном снаряжении оснащались системами внутреннего подогрева, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.

 В составе ракетной бригады, имеющей на вооружении комплекс 9К72, среди подразделений обеспечения имеется метеорологическая батарея. По результатам запуска метеозонда составляется метеорологический бюллетень "Метео-44", который используется в дальнейших расчётах. Если ракетный дивизион действует в отрыве от основных сил (из-за отдалённости нельзя воспользоваться результатами "Метео-44"), то возможно использование "Метео-11" - артиллерийского метеорологического бюллетеня, полученного от ближайших артиллерийских частей, при этом производится пересчёт "Метео-11" в "Метео-44". Метео-44 включает в себя: дату и время измерения, высоту метеостанции над уровнем моря, давление и температуру на метеостанции, температуру, направление ветра и его скорость на высоте 24 км и 34 км, температуру на высоте 44 км, 54 км и 64 км.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

Стартовый стол с ракетой 8К14 СПУ 9П117М армии Чехословакии, музей Duxford, 2003 г. (http://galerie.valka.cz)

Компоновочная схема комплекса 9К72 (рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.):



Цифрами обозначены:1 - Отражатель стартового стола    20 - Отсек экипажа / радиостанция
2 - Стартовый стол 9Н117    21 - Захваты подъемной рампы ракеты (открыты)
3 - Стабилизирующая опора СПУ    22 - Подъемная рампа ракеты (опущена)
4 - Контрольная панель системы стабилизации и запуска    23 - Кабина управления насосами
5 - Огнетушитель    24 - Бак окислителя
6 - Контрольная панель подъема/опускания стола    25 - Бак горючего
7 - Контейнер с инструментами    26 - Отсек приборов системы управления 1
8 - Места для персонала в кабине упраления    27 - Взрывчатое вещество БЧ
9 - Кабина управления предстартовой подготовкой    28 - БЧ 8Ф44Ф
10 - Решетка забора воздуха    29 - Контактный взрыватель
11 - Места экипажа    30 - Донный взрыватель
12 - Баллоны сжатого воздуха для запуска двигателя СПУ    31 - Отсек приборов системы  управления 2
13 - Ступени для подъема в кабину    32 - Кабельный канал
14 - Место водителя    33 - Шланг подачи горючего к двигателю
15 - Фара    34 - Труба подачи окислителя
16 - Моторное отделение    35 - Турбокомпрессор двигателя
17 - Верхняя часть подъемной рампы    36 - Двигатель 9Д21
18 - Воздухозаборник двигателя    37 - Сжатый воздух для запуска топливной системы
19 - Антенна радиостанции    


В ракетном дивизионе 4 или 6 ракет первого пуска (в зависимости от количества стартовых батарей).

 Ракетно-техническими частями являются смешанные и специализированные подвижные ракетно-технические базы (ПТРБ), а также ОРПДН. Основной задачей ПРТБ является обеспечение ракетных бригад ракетами второго и последующего пусков, а также головными частями в ядерном снаряжении для первого и последующего пусков. Специализированными ПРТБ являются такие базы, которые обеспечивают только один ракетный комплекс, смешанные ПРТБ - обслуживают несколько различных комплексов.

 Основной вариант организационно-штатной структуры смешанной ПРТБ следующий:
 управление ПРТБ
 сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет
 сборочная бригада головных частей тактических ракет
 сборочная бригада артиллерийских выстрелов (в ядерном снаряжении)
 техническая батарея оперативно-тактических ракет
 техническая батарея тактических ракет
 батарея управления
 инженерно сапёрный взвод
 отделение РХБЗ
 хозяйственный взвод
 медицинский пункт
 отдел главного механика
 рота охраны.

 Основной задачей технических батарей является: в мирное время – хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ракет второго пуска и ракетного топлива, а военное время – прием с арсеналов ракет и ракетного топлива с баз, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части. Как правило, ракеты второго и последующего пусков подаются в ракетные части в готовности №4 (заправленные основными компонентами ракетного топлива и состыкованные с головными частями).

 Основной задачей сборочных бригад является: в мирное время – хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ядерных боеприпасов первого и второго пуска, а военное время – прием с арсеналов ядерных боеприпасов, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части, также могут осуществлять стыковку головных частей с ракетами. Сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет состоит из двух групп сборки и двух расчетов транспортировки.

 Первоначально в состав ПРТБ входила парковая батарея, которая обеспечивала доставку ракет и головных частей в ракетные бригады, однако позже в результате изменения организационно-штатной структуры парковая батарея была расформирована, а в состав сборочных бригад и технических батарей были введены расчеты транспортировки.

 Так как ракеты первого пуска находились в ракетных бригадах, то задачу по хранению и поддержанию ракет первого пуска в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) выполняло отделение регламента из состава батареи регламента и ремонта (БРР) .

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

Эксплуатация

При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось полтонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя, эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.

 Поставленный на вооружение ряда государств комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах.

 В 1973 г. египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.

 Разработанные в Ираке на базе 8К14 баллистические ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250 и 500 кг соответственно. За счет снижения полезной нагрузки и благодаря усовершенствованным двигательным установкам эти ракеты имеют максимальную дальность полета 550 и 850 км, однако на этих дальностях также заимствованная у 8К14 система наведения уже не обеспечивает приемлемую точность стрельбы.

 В 1980-1988 гг., во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.

 Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. В ходе этого конфликта выявилась недостаточная эффективность использовавшихся средств ПВО даже против устаревших к тому времени ракет типа Р-17.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус»

Стоит на вооружении
 
Россия — количество ПУ, по состоянию на 1991—1992 годы оценивалось в 550 Scud-B/C. До 2000 г. ракетные бригады перевооружены с РК 9К72 на РК 9К79 (в 1998 году в г. Спасск-Дальний и Биробиджан, в 1999 году в г. Красноярск и Белогорск)
 
Казахстан 
 
Армения (Вооружённые силы Армении) — 8 ПУ 32 ракеты
 
Сирия (Вооружённые силы Сирии) — 18 Scud-B/C/D
 
Египет — 9 Scud-B
 
Иран — более 12 ПУ Scud-B/C и 300 ракет
 
Ливия — 400 ракет
 
ОАЭ — 6 ПУ Scud-B и 20 ракет
 
Йемен — 6 ПУ Scud-B и 33 ракеты
 
Туркмения — 10 ПУ Scud
 
КНДР — более 30 ПУ Scud-B/C и до 200 ракет
 
Вьетнам — некоторое количество Scud-B
 
Афганистан — с 1989 г. РК 9К72 состоял на вооружении ракетного батальона гвардии особого назначения Министерства государственной безопасности Республики Афганистан.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Р-17 «Скад»

Дальность стрельбы , км 50-300
Стартовая масса, кг 5862
Масса незаправленной ракеты, кг 2076
Длина, мм 11164
Диаметр корпуса, мм 880
Размах стабилизаторов, мм 1810
Вес пусковой установки 9П117 с ракетой, т 37
Запас хода без дозаправки, км 500
Боевой расчет пусковой установки 9П117, чел 8

Категория: ПВО и РВСН | Добавил: War (23.06.2012) |
Просмотров: 17336 | Теги: ОТРК, раекты, РВСН | Рейтинг: 1.0/11


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 «Эльбрус» здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.