Главная » Вооружение » ПВО и РВСН

Первый год Войск воздушно-космической обороны
Оптико-электронный комплекс Окно



Кадровый и научный аспекты управленческой проблемы нового рода войск

1 декабря 2011 года в соответствии с решением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева были образованы Войска воздушно-космической обороны (ВКО) – принципиально новый род Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. Насколько правильным был этот шаг и какие изменения произошли за минувшее время в борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника (СВКН)?

Рождение Войск Воздушно-космической обороны считается одним из положительных результатов военной реформы. Действительно, создание этого рода войск было продиктовано объективной необходимостью объединения сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космическом пространстве, с воинскими формированиями, входящими в противовоздушную оборону страны.

Благие намерения

Основным мотивом необходимости формирования ВКО стало превращение средств воздушного, ракетного и космического нападения ведущих государств мира в единый комплекс вооруженной борьбы. Одним из ключевых факторов данного процесса является принятие в самое ближайшее время на вооружение в этих странах гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать на высотах 30–120 километров. Для противодействия единому воздушно-космическому противнику необходимо организационно объединить противовоздушную (ПВО) и ракетно-космическую оборону (РКО) в общую систему, основными элементами которой должны стать комплексы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (информационного обеспечения), поражения и подавления, обеспечения и управления. Созданные год назад Войска ВКО, объединив РКО и часть сил ПВО, должны были отработать способы их совместного применения.

Однако этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели «организовать боевые действия разновидовых (разнородных) группировок войск (сил) в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану». Главная причина отсутствия результата – при образовании нового рода войск были проигнорированы рекомендации военной науки, которые предписывали необходимость создания стратегического органа управления, имеющего не только обязанности, но и права, включая организацию боевых действий этих группировок.

В начале XXI века в Вооруженных Силах России тема воздушно-космической обороны стала очень модной, за право управлять Войсками ВКО развернулась борьба даже тех структур, которые не очень представляли себе все многообразие и сложность содержания действий в данной сфере. Победа не досталась никому, а компромисс был достигнут без опоры на военную науку. Чиновники Минобороны, как всегда, приняли решение, а ученых обязали обосновать его правильность. При таком положении по традиции обострялись существующие проблемы и появились новые.

Болезнь роста

В наибольшей степени усугубились вопросы управления Войсками ВКО, информационного обеспечения, развития средств борьбы с воздушно-космическим противником. В связи с необходимостью интеграции всех сил и средств в единую систему возникли проблемы автоматизации процесса руководства. Кроме того, ряд мероприятий по реформированию создал трудности при взаимодействии зенитных сил и средств воздушно-космической обороны между собой и с истребительной авиацией (ИА), а также в подготовке специалистов и некоторые другие.

В этом ряду особое место занимает управленческий вопрос – системообразующий элемент, объединяющий частные подсистемы в единое целое – воздушно-космическую оборону. Трудности в данной сфере возникли еще до образования нового рода войск. Сущность их состоит в том, что в Вооруженных Силах России с 1997 года не стало органа управления и должностных лиц, ответственных за создание структуры ВКО и организацию исследований в этой области. Ранее в СССР и РФ существовала единая система ПВО страны, за которую отвечало главное командование Войск ПВО – на тот момент отдельный вид ВС. Оно же руководило войсками РКО и организовывало их совместные действия с ПВО по отражению ударов аэробаллистических ракет. Это были первые реальные элементы ВКО.

Объединение всех сил противовоздушной обороны в общую схему обеспечивалось строгой регламентацией применения объединений и соединений Войск ПВО, ПВО Сухопутных войск, ИА ВВС и сил ПВО флота положениями о зонах и районах. Однако единая система была дезорганизована при ликвидации этого вида Вооруженных Сил: зоны и районы ПВО из объединений превращены в территории, а войска РКО, входившие в их состав, переданы сначала РВСН, а затем Космическим войскам. Этот переход в вид, а затем в род войск, которые имели совершенно другие задачи и принципы управления, полностью противоречил военно-стратегической целесообразности и преследовал единственную цель – сохранить звезды на погонах отдельных военачальников. Данные руководители, высокоподготовленные в области эксплуатации и запуска ракетной техники, не смогли сразу вникнуть в совершенно иные принципы управления силами и средствами ракетно-космической обороны. В итоге это привело практически к ликвидации единой системы РКО и полной потере ее связи с ПВО.

Структуры предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП) и стратегической противоракетной обороны (ПРО) создавались в РКО по прямому предназначению как относительно самостоятельные. Их объединение в общую систему обеспечивалось единым управлением сначала в пределах Войск ПВО, а затем в рамках объединения ракетно-космической обороны. Очевидно, боязнь изъятия цельной системы, практически не связанной с задачами Космических войск, заставила их командование ликвидировать этот единый комплекс, а подсистемы оставить в самостоятельных воинских формированиях – главных центрах предупреждения о ракетном нападении и разведки космической обстановки, а также в дивизии ПРО. При этом можно предположить, что замена значения аббревиатуры РКО с «ракетно-космической обороны» на «разведку космической обстановки» проведена в целях предания забвению необходимости применения этих сил и средств комплексно.

Положительным моментом при создании Войск ВКО также является объединение под единое командование ПВО-ПРО дивизии и трех бригад противовоздушной обороны. Эта структура защищает от ударов средств воздушно-космического нападения противника объекты в очень важном районе города Москвы, где сосредоточены все основные органы государственного и военного управления, уникальные предприятия военно-промышленного комплекса. Именно это командование в роли головного участка системы ВКО должно объединить под общим управлением силы и средства ПРО и ПВО. Однако реальных действий в этом направлении предпринять пока не успели, что связано с рядом факторов, но прежде всего с отсутствием соответствующих профессионалов.

За прошедшие после ликвидации Войск ПВО 15 лет из управленческих органов ушли все специалисты, имевшие представление о системе ВКО. Соответственно не было таких людей и при образовании нового командования, которое весь прошедший год «входило в предмет воздушно-космической обороны». За это время на данном направлении сделано достаточно много, но это был в основном познавательный процесс. Управленец ВКО должен знать принципы применения сил и средств как ПВО (ЗРВ, РТВ, авиация ПВО, войсковая ПВО, ПВО флота, РЭБ, радиоразведка, автоматизированные системы управления), так и РКО (ПРН, ККП, ПРО, противокосмическая оборона). В ВС РФ, несмотря на неоднократные предложения Военной академии воздушно-космической обороны (ВА ВКО) имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, подготовка таких кадров до сих пор не была организована. В научном комплексе Минобороны реальные специалисты ВКО также отсутствуют, изучение проблем ПВО и РКО проводилось разными организациями. Поэтому серьезные исследования в этой области после ликвидации Войск ПВО были фактически прекращены. В образованных в 1997 году новых ВВС, которым было предписано решать задачи противовоздушной обороны, даже запрещалось произносить термин «ВКО». Отсюда возникли кадровый и научный аспекты управленческой проблемы. Их сущность состоит в отсутствии профессионалов, которые могут на научной основе разработать положения о порядке совместных действий стратегических комплексов РКО с оперативными и тактическими системами ПВО, а также специалистов, которые могут это реализовать практически.

Удар по академии ВКО

Реальные исследования проблем ВКО в последние годы велись только в ВА ВКО, в которой имеются специалисты ПВО и РКО. Однако академию, которая была создана для подготовки военных кадров в целях замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов Вооруженных Сил, в совершенстве знающих основы боевого применения всех родов войск ПВО и способных организовать противовоздушную оборону войск и объектов страны, с 1997 года последовательно разрушали. Сначала оперативно-тактическую подготовку слушателей авиации ПВО и РЭБ передали ВВА имени Ю. А. Гагарина. С 2009-го в ВА ВКО прекратили обучение специалистов РКО. Позднее в Твери полностью ликвидировали подготовку российских офицеров, сегодня академия доучивает только иностранных военнослужащих. Две трети преподавательского состава сокращено. Профессионалов, занимающихся проблемами воздушно-космической обороны, остались единицы – все они пенсионеры. За ними кадровый провал. Расформирование ВА ВКО практически на несколько лет полностью исключит возможность разрешения научной и кадровой составляющей проблемы управления в этой сфере.

В настоящее время в ВС РФ специалистов ВКО вообще нет, военные кадры для организации комплексной системы ПВО никто не готовит, а после ликвидации академии и узкие специалисты по применению ИА и сил РЭБ для системы ПВО канут в Лету. Отсюда в целом ясно и понятно, почему каждое следующее организационное решение по данному направлению, как правило, хуже предыдущего.

Такую работу должен делать соответствующий профессионал. Ни у кого не возникает идеи для решения проблем Сухопутных войск пригласить моряков и наоборот. В то же время многие военачальники считают себя специалистами в сложнейших вопросах противоборства в глобальной воздушно-космической обороне, где даже текущую обстановку на карте нарисовать нельзя. Для сбора, обработки и отображения информации о ходе боевых действий нужны специальные комплексы средств автоматизации. В системе ВКО решения необходимо принимать в течение нескольких минут и даже секунд, а некоторые процессы управления возможны только с помощью автоматических систем. Именно эти руководители уже более десяти раз после Великой Отечественной войны перестраивают под свои погоны «тот зонтик», который должен защитить страну и Вооруженные Силы от разгрома из воздушно-космической сферы, и не всегда эта перестройка шла на пользу.

Разрушаемая ВА ВКО осталась одной из трех академий (ВВА им. Ю. А. Гагарина и ВВИА им. Н. Е. Жуковского успешно ликвидированы), обучавших командный состав вести борьбу в воздушно-космической сфере и проводящих исследования этих вопросов. Точка невозврата еще не пройдена. Сохранение и восстановление этого учебного заведения, его преподавательского состава частично разрешат проблемы управления Войсками ВКО.

Воздушно-космическое командование

В ходе военной реформы практически в одно время с формированием Войск ВКО главные командования видов ВС были лишены функций оперативного управления, в частности главкомат ВВС утратил это право в отношении авиации и ПВО. В результате в Российской армии не стало единого органа руководства воздушно-космической обороной при подготовке и в ходе военных действий. В Генеральном штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления. Созданное командование Войск ВКО также не может решать подобные задачи по статусу органа управления рода войск. Из-за этого единая система ПВО страны и Вооруженных Сил России распалась на пять самостоятельных частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск воздушно-космической обороны. В районе ответственности сил ВКО за оборону объектов от ударов СВКН противника следует ожидать большое количество беспилотных крылатых и оперативно-тактических баллистических ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), а в ближайшей перспективе и гиперзвуковых ЛА. Эти средства создадут чрезвычайно сложную и скоротечную воздушно-ракетную обстановку, и борьба с ними будет возможна только при наличии общей автоматизированной системы руководства всеми силами ПРО и ПВО, то есть ВКО. Но ничего подобного еще не создано.

Вместе с тем при разрешении проблем управления необходимо учесть три основных фактора.

На стратегическом уровне задача борьбы с силами воздушно-космического нападения противника – общевойсковая, на оперативном – совместная. Она решается Войсками ВКО, авиацией, ударными силами всех видов и родов ВС государства или коалицией. То есть трудности разведки, поражения и подавления СВКН должны преодолеваться совместно как оборонительными, так и ударными действиями под единым централизованным руководством на стратегическом и оперативном уровнях, по общим замыслам и планам.

Основные задачи по борьбе с воздушно-космическим противником решаются Войсками ВКО и авиацией поражением СВКН в воздушно-космическом пространстве, а также на земле и на море. Например, средства ПВО «Купол» Израиля отражают удары ракет палестинцев, а ВВС тут же наносят удар по выявленным пусковым установкам. То есть применение всех сил и средств должно управляться из одного центра и организовываться по общим замыслам и планам. Единое руководство повысит эффективность действий и частично разрешит сложнейшую проблему обеспечения безопасности авиации в зонах огня своей противовоздушной обороны.

Союзнические обязательства государств – участников ОДКБ требуют объединения всех их сил и средств ПВО в общую систему под единое командование.

Исходя из данных факторов для устранения проблемы руководства силами ВКО необходимо создать не командование рода войск, а стратегический орган управления с обязанностями и правами по управлению их применением, а также авиацией, вне зависимости от принадлежности к виду или роду ВС РФ. В многочисленных предложениях ВА ВКО такая структура была названа воздушно-космическим командованием (ВКК). На него должны быть возложены следующие основные задачи:
  • мониторинг деятельности воздушно-космического противника и анализ военных угроз государству и союзникам в воздушно-космической сфере;
  • прогнозирование возможных масштабов и форм применения СВКН против России и ее союзников;
  • руководство проведением оперативно-стратегических исследований по обоснованию направлений строительства системы воздушно-космической обороны, развития средств, способов и форм действий сил авиации и ВКО;
  • планирование операций, других действий авиации и Войск ВКО стратегического уровня;
  • непосредственное управление войсками при проведении стратегической операции и других действий в воздушно-космической сфере;
  • координация планов применения и действий ПВО государств – участников ОДКБ;
  • руководство дежурными силами ВКО и авиации;
  • проведение мероприятий оперативной подготовки с войсками в воздушно-космической сфере.

Перечисленные задачи не связаны с административным управлением, то есть являются сугубо оперативными. Поэтому при сложившихся на данный момент функциях главных командований видов ВС, состоящих в администрировании войсками и их обеспечении, наиболее перспективным вариантом остается создание воздушно-космического командования как органа стратегического управления, непосредственно подчиненного ГШ ВС РФ. В случае возврата главкоматам роли оперативного управления задачи ВКК может решать главное командование ВВС. При любом варианте их целесообразно переименовать в Воздушно-космические силы (ВКС).

Перспективная структура ВКС

В вид ВС – Воздушно-космические силы должны входить объединения дальней и военно-транспортной авиации, ВВС и ПВО, а также существующих Войск ВКО: Космическое и ПВО-ПРО командования. С учетом того, что частей запуска и управления космическими аппаратами осталось немного (два соединения), их также целесообразно ввести в ВКС. Это обусловлено появлением в перспективе космических систем разведки средств воздушного нападения, применять которые возможно только в рамках общей воздушно-космической обороны в одном виде ВС.

Структуру управления авиацией и Войсками ПВО на оперативном уровне в военных округах в целом менять нецелесообразно, так как она приспособлена для организации борьбы с воздушным противником в рамках совместной операции. Но командования военных округов (ОСК) указания ВКК по специфическим вопросам их применения должны выполнять беспрекословно.

Для большей эффективности решения задач борьбы с СКВН противника необходимо устранить две возникшие из-за необдуманных реформ частные проблемы.

Первая появилась после вывода из состава соединений противовоздушной обороны ВКО истребительной авиации, что обосновывалось преобразованием ее в многоцелевую. Однако это наряду с ликвидацией подготовки кадров привело к «вымыванию» из органов управления объединений ВВС и ПВО и соединений ПВО специалистов, способных организовывать комплексную систему, включающую наряду с зенитным ракетным огнем элемент истребительного авиационного прикрытия, а также к неумению применять ИА в целях противовоздушной обороны. Для разрешения данной проблемы целесообразно вернуть в соединения ПВО хотя бы по одному полку (базе, группе) истребительной авиации. Прежде всего это касается авиационных формирований, вооруженных самолетами МиГ-31, которые многоцелевыми делать не планируется. Успешно решать задачи борьбы с воздушным противником можно только совместными усилиями зенитных ракетных сил и средств и истребительной авиации. Нахождение ИА в соединениях ПВО (ВКО) позволит отрабатывать задачи их совместного с ЗРВ применения. Эффективность решения ударных задач в воздушных операциях при этом не пострадает, так как при любых вариантах развития военных действий в заданном районе необходимо будет выделять силы многоцелевой авиации для решения задач противоздушной обороны. А при необходимости силы истребителей, находящихся в составе этих соединений, будут наращиваться многоцелевой авиацией объединения ВВС и ПВО (ВКС).

Вторая проблема возникла при отходе от территориального принципа построения системы ПВО, который реализовывался положениями о зонах и районах. Данными положениями предписывалось централизованное управление с командных пунктов объединений и соединений всеми формированиями войсковой ПВО и сил ПВО флота, которые при выполнении своих задач оказывались в районах их ответственности. Невыполнение данного принципа ведет к увеличению расхода зенитных ракет, а также резко уменьшает безопасность своей авиации. Для разрешения данного вопроса необходимо вернуться к положениям о зонах и районах ПВО в редакции официальных документов ВС РФ 1993 года, которые реализовывали территориальный принцип построения системы противовоздушной обороны. Реально при любых вариантах развития военных действий силы и средства ВКО ВКС, войска ПВО Сухопутных войск и силы ПВО флота будут вести боевые действия в общих границах, в которых должно быть организовано централизованное управление ими.

Создание стратегического воздушно-космического командования частично разрешит информационную проблему и вопрос отсутствия общего руководства разработкой средств ВКО.

Информационное обеспечение

Недостаточное информационное обеспечение системы воздушно-космической обороны обусловлено следующими факторами: отсутствием стратегического органа управления, который должен собирать сведения от различных видов разведки о составе, состоянии и деятельности всех видов СВКН потенциальных противников для прогноза их перспектив развития, форм и способов действий, достоверного установления фактов подготовки и начала воздушно-космического нападения, предупреждения о них органов государственного и военного управления; неспособностью технических средств в системе разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (системе информационного обеспечения) принимать, хранить, обрабатывать и отображать обстановку о всех видах СВКН и выдавать необходимые данные органам управления, силам и средствам системы поражения и подавления; нашим значительным отставанием от ряда потенциальных противников в развитии систем и средств связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере.

Первый аспект информационной проблемы разрешится при создании ВКК и организации в нем системы слежения и анализа (мониторинга) воздушно-космического противника. Ее введение позволит получить новое качество за счет обобщения данных от всех сил и средств разведки, а также ведения постоянной аналитической работы по определению состава, состояния, деятельности, прогнозу перспектив развития сил и средств воздушно-космического нападения потенциальных противников. Именно постоянная аналитическая работа может позволить строить реалистические прогнозы по возможным целям, задачам и способам действий сил воздушно-космического нападения противника. Все это требует очень высокой подготовки должностных лиц, которым будет вменено в обязанность ее проводить. Они в равной степени должны знать и уметь прогнозировать действия как космических и ракетных средств, так и воздушных, и гиперзвуковых.

Второй и третий аспекты информационной проблемы разрешатся принятием специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемых данных о всех видах СВКН, обеспечению ее необходимой автоматизированной обработкой, отображением и выдачей в необходимом объеме потребителям.

Вопрос отсутствия общего руководства разработкой средств ВКО вызван прежде всего тем, что одни и те же системы ПВО имеют и ВВС, и Войска ПВО. Очевидно, что единые требования при их разработке и модернизации может выдвигать только один орган управления – ВКК.

Автоматизация управления

Проблема совершенствования управленческих процессов ВКО состоит в необходимости разработки собственно принципов автоматизации разных звеньев и в сложности объединения в единый контур автоматизированных и автоматических систем противовоздушной и ракетно-космической обороны.

Проведенные исследования показали, что при автоматизации управления силами и средствами ВКО в основу разработки способов их действий должен быть положен подход последовательного формирования стратегических, оперативных методов на основе оптимизации распределения сил и средств по направлениям и районам, определения временных рамок. В тактическом звене необходимо перейти полностью на автоматическое управление в общей системе, объединяющей средства ПВО и РКО.

Для обеспечения необходимой автоматизированной обработки информации в комплексах управления Войсками ВКО следует создавать многофункциональные моделирующие системы, которые позволят решать задачи, аналогичные тем, что стоят перед центрами планирования воздушных операций США и НАТО. Моделирующие комплексы, обеспечивающие поддержку принятия решений и планирование боевых действий, можно создать на основе технологий, разработанных в ОАО «Научно-производственное объединение «Русские базовые информационные технологии». В частности, в основу информационно-моделирующей среды ВС РФ положено создание имитационно-аналитических моделей сил и средств вооруженной борьбы и геофизических условий с применением объектно ориентированного подхода к созданию сложных систем, а также интегрированная информационная база данных. Уже имеется значительный задел для моделирования действий сил и средств ВКО. Он позволил обосновать многие положения по организации системы и применению сил воздушно-космической обороны, представленные в том числе и в данной статье.

Прошедший год для командования Войск ВКО не прошел даром. Руководство нового рода ВС, вынужденное решать задачи по применению и развитию противовоздушной и ракетно-космической обороны, их объединению в общую систему, организации боевого дежурства в ВС РФ по ПВО, столкнулось прежде всего с недостаточностью прав, отсутствием систематизированных научных положений и специалистов для этого. На ликвидации указанных недостатков и должны быть сосредоточены усилия, направленные на дальнейшее развитие системы воздушно-космической обороны государства.

И последнее. Политическая ситуация в Вооруженных Силах сегодня резко поменялась. В недрах Генерального штаба рождаются новые варианты структур по борьбе с СВКН противника. Назначена рабочая группа по подготовке предложений развития Войск ВКО. Каких решений можно ожидать? Это покажет ближайшее время.

Владимир Барвиненко,
заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор
Юрий Аношко,
доктор военных наук, профессор

vpk-news.ru

Категория: ПВО и РВСН | Добавил: War (11.01.2013) |
Просмотров: 12257 | Теги: вко | Рейтинг: 1.0/13


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости Первый год Войск воздушно-космической обороны здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.