Главная » Вооружение » ПВО и РВСН

ЗРК Оса


«Оса» (по натовской классификации: SA-8Gecko-Геккон) — автоматизированный общевойсковой зенитно-ракетный комплекс производства СССР. Комплекс применяется в любых погодных условиях и предназначен для обеспечения прикрытия сил и средств мотострелковых (танковых) дивизий при любых видах боевых действий.

Разработка комплекса началась в октябре 1960 года. Согласно постановлению Совмина СССР за №1157-487 от 27.07.1960г., начата работа по созданию ЗРК под кодовым названием «Оса» (в процессе проработки требований этот проект временно назывался «Эллипсоид»). Работа велась подчас тяжело, сроки постоянно срывались. Поэтому к 1962 году процесс разработки даже не прошёл этапа лабораторной экспериментальной проверки.

Комплекс разрабатывался, в основном, на базе НИИ-20 ГКРЭ под началом главного конструктора М.М.Косичкина. За создание ракет для комплекса отвечал Тушинский машиностроительный завод. Над пусковой установкой работало конструкторское бюро компрессорного машиностроения при ГКАТ.



К установленным срокам Тушинский МЗ не поспел, поэтому в сентябре 1964 года решением ЦК КПСС и Совмином СССР все работы по ЗУР были назначены ОКБ-2, во главе с П.Д.Грушиным. Был обозначен новый срок вывода ЗРК на испытания: весна 1970 года. Кроме этого, пост главного конструктора «Осы» занял В.П.Ефремов, а его замом – И.М.Дризе. Колёсное шасси для ЗРК «Оса» разрабатывалось на Брянском автомобильном заводе. Весной 1970 года ЗРК «Оса» прошёл плановые годичные испытания. Принятие «Осы» на вооружение состоялось через 11 лет после начала работы над её созданием: в октябре 1971 года.

Комплексы стали активно поступать на вооружение армии к 1974 году. Однако в 1989 году производство «Ос» полностью прекратилось, но комплекс остался самым распространенным в вооружённых силах по сей день. На начало 2008 года «Оса» признана наиболее многочисленным средством войсковой ПВО в России.

Комплекс снабжён 4-мя. управляемыми ракетами марки 9M33, а модификации «Оса-АК» и «Оса-АКМ» - 6-ю. ракетами марок 9М33М2 и 9М33М3 соответственно.

Ракета «Оса» сбила «Томагавк»

По сообщению газеты «Известия», специалисты ПВО Сухопутных войск РФ продемонстрировали возможности зенитного комплекса «Оса». В ходе проведённых учений «Оса» успешно справилась с имитаторами тактических ракет системы ATACMS (аналога отечественного «Искандера») и знаменитой крылатой ракеты из США «Томагавк» (аналога нашей Х55). — Учения проводились в сложных погодных условиях: при пыльной буре и жаре, достигавшей 50 градусов.

Представитель Сухопутных войск РФ Виктор Двойнов: «Подразделения, имитирующие противника, засоряли радиоэфир помехами, несмотря на это система продемонстрировала превосходные боевые качества».

Однако, несмотря на точные попадания, эксперты сомневаются, в точности «Осы» в реальном бою.

По мнению редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, ракеты-мишени, используемые в ходе подобных учений, не обеспечивают полной картины того, каким точно образом поведёт себя в случае атаки оригинал «Томагавка». На учениях в Капустином Яре роль крылатой ракеты «Томагавк» исполняла одна из самых первых отечественных зенитных систем С-25«Беркут», а тактической ATACMS — ракета «Саман».

Военные заверяют, что характеристики полета данных ракет совершенно идентичны параметрам полёта американских оригиналов. По утверждению представителя Сухопутных войск, совсем не нужно, чтобы учебная цель выглядела точно так же, как ракета возможного противника. Гораздо важнее, чтобы цель двигалась с такой же скоростью и по такой же траектории, что и оригинал. Представитель добавил, что для программирования траектории учебных целей были использованы данные реальных полетов крылатых и тактических ракет «Томагавк» и во время их применения силами НАТО в ходе операций в Югославии и Ираке.

«Саман», который имитировал ATACMS, имел скорость 600 м/с, и «Оса» сбила его через 40 секунд после старта. В ходе учений были испытаны и другие комплексы ПВО: транспортируемые «Бук», «Тор», «Тунгуска», С-300В и переносные «Игла» и «Стрела-10». К 2020 году эти комплексы должны быть заменены на новые: «Тунгуску» сменят на «Панцирь», «Бук» - на «Витязь», С-300 — на С-400. А «Оса», похоже, продолжит нести боевое дежурство и дальше.

История создания

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением СМ СССР №1157-487 была начата разработка ЗРК под кодовым именем «Оса» (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид»). Работы велись тяжело с постоянными срывами сроков. В результате к 1962 году разработка практически не вышла из стадии лабораторной экспериментальной отработки.

Головным разработчиком всего комплекса в целом был НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором был назначен Косичкин М.М. За создание ЗУР отвечал Тушинский машиностроительный завод во главе с Потопаловым А.В. Пусковую установку разрабатывало КБ компрессорного машиностроения ГКАТ.

Наиболее сложной частью разработки являлось создание ЗУР. С поставленными сроками разработки Тушинский машиностроительный завод не справился. Поэтому 7 сентября 1964 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР разработчиком ЗУР было назначено ОКБ-2, а главным конструктором по направлению Грушин П.Д.

В качестве нового срока предъявления ЗРК на испытания был установлен второй квартал 1970 года. Кроме того, новым главным конструктором «Осы» был назначен Ефремов В.П., а его заместителем являлся Дризе И.М. Разработка колёсного шасси для ЗРК «Оса» была поручена Брянскому автомобильному завод.

В марте-июне 1970 года ЗРК «Оса» прошёл испытания, а с июля 1970 по февраль 1971 года проводились совместные испытания. После испытаний и отработки документации 4 октября 1971 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение



Необходимо отметить, что создание специализированных средств ПВО, способных эффективно бороться с низколетящими воздушными целями, во всех странах проходило с большими трудностями. Одной из основных причин являлось определенное несоответствие между завышенными требованиями и существующим уровнем развития науки и техники, не обеспечивающих их выполнение. Даже США с их высоким научно-промышленным потенциалом не смогли в тот период решить эту проблему, о чем свидетельствует показательный пример создания ЗРК «Маулер».

По замыслу разработчиков он должен был обеспечить эффективную борьбу с низколетящими самолетами, неуправляемыми и управляемыми тактическими ракетами. Все боевые средства комплекса (пусковая установка, 12 ЗУР в ТПК, радиоэлектронная аппаратура обнаружения целей и управления огнем, система электропитания) должны были размещаться на гусеничном транспортере-амфибии М-113. При дальности действия до 15 км и скорости до 890 м/с, стартовая масса одноступенчатой ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН не должна была превышать 50-55 кг. Как показал последующий ход технического прогресса, выполнение этих и некоторых других требований обеспечивалось не ранее чем через 25-30 лет. В результате затраченные более 200 млн. долларов успеха не принесли и программа разработки ЗРК «Маулер» в 1965 году была закрыта.

Среди европейских фирм первой в создании подобного комплекса была английская «Шорт», создавшая корабельный («Си Кэт», дальность действия до 5 км) и наземный («Тайгер Кэт») зенитные комплексы. Последний, массой 62 кг, имел невысокую (200-250 м/с) скорость полета ЗУР и исполнялся в самоходном (на гусеничном или колесном бронетранспортерах) и буксируемом вариантах. Другая английская фирма «Бритиш Эйркрафт» в 1963 г. начала работы по созданию ЗРК «Рапира». Однако и его характеристики были значительно ниже тех, которые должен был иметь американский «Маулер».


Только ЗРК «Оса» (СССР) стал наиболее удачным вариантом среди аналогичных комплексов, что красноречиво подтвердил опыт его многолетней эксплуатации в войсках и результаты боевого применения.

Работы над его созданием были начаты по Постановлению СМ СССР № 1157-487 от 27 октября 1960 г., согласно которого ЗРК должен был поражать цели, действующие со скоростью до 500 м/с в зоне 50-5000 м по высоте и 0,8-10 км по дальности. Автономная мобильная боевая машина (БМ) ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки.

Этим же постановлением ставилась задача на разработку корабельного варианта ЗРК «Оса-М», унифицированного по ракете и частично радиоэлектронным средствам с сухопутным ЗРК «Оса».

Головным разработчиком ЗРК в целом и БМ 9АЗЗ назначалось НИИ-20 ГКРЭ, а главным конструктором комплекса и машины М.М. Косичкин, ракеты - КБ-82 Тушинского машиностроительного завода во главе с А.В. Потопаловым, пусковой установки (ПУ) – Государственное КБ компрессорного машиностроения ГКАТ. В создании других элементов участвовали Всесоюзный НИИ «Сигнал» и Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности, самоходного шасси - Кутаисский автомобильный завод.

Разработка требований к ЗРК проходила под шифром «Эллипсоид». На формирование общей идеи и облика ЗРК «Оса» отрицательно повлияла информация о разработке в США комплекса «Маулер».

Наиболее сложным оказалось создание ЗУР, что было обусловлено в тот период времени уровнем достижений в создании отечественного твердого ракетного топлива и элементной базы для бортовой системы управления. В результате этих и других причин установленные сроки работ были сорваны. Новым правительственным решением были определены другие сроки и разработчик ракеты (ОКБ-2, П.Д.Грушин), а также более реальные ее характеристики (увеличена стартовая масса до 110-115 кг). ЗРК должен был поражать цели типа МиГ-19, действующие со скоростью 500 м/с на высотах от 50-100 м до 5 км на дальности 8-10 км, а с дозвуковыми скоростями на высотах до 6-7 км - 10-13 км.

Совместные испытания наземного ЗРК «Оса» начались во второй половине 1967 г. и из-за серьезных недостатков (резкое снижение возможностей по обстрелу целей из-за неудачного размещения ПУ с ЗУР перед антеннами РЛС, не выполнение требований по обстрелу целей на нижней границе зоны поражения 50-100 м, прогар сопла двигателя, большое работное время, не выполнение требований по запасу хода, скорости движения и плавучести) были прекращены. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ (бывший НИИ-20) В.П. Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе, а разработка плавающего колесного шасси 937 (позднее 5937 «Основа»), сыгравшего большую роль в успешном продолжении работ, - Брянский автомобильный завод.

После проведения заводских (в июле 1970 г.) и совместных (в феврале 1971 г.) государственных испытаний в октябре 1971 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение. Одновременно на вооружение ВМФ поступил корабельный ЗРК «Оса-М» (SA-N-4, «Gecko»).

Серийное производство БМ 9А33Б осуществлял Ижевский электромеханический завод, а ЗУР 9М33 – Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда.



Назначение

ЗРК «Оса» 9К33 малой дальности является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который  предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами) и беспилотными (КР, ДПЛА) СВН в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника.
Он имел хорошую проходимость, мог преодолевать водные препятствия вплавь, имел высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.

Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (на высотах 50-100 м максимальная дальность уменьшалась до 4-6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200-5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С «Фантом-2» одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.

По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил средства ПВО первого поколения и в настоящее время может успешно бороться с различными СВН.

Состав и особенности

Основные элементы ЗРК 9K33 «Оса»: БМ 9А33Б со средствами разведки целей, наведения и пуска ЗУР; зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М33; транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР; средства контроля и технического обслуживания на автомобильном шасси.

БМ 9А33Б – автономная всепогодная огневая единица, способная самостоятельно обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении и обстреливать одну из них с короткой остановки двумя ракетами с радиокомандной системой наведения. Время свертывания и развертывания БМ не превышает 5 минут.

Удачная конструкция шасси, выпускаемого в вариантах БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939 (имелся отбор мощности от коробки передач для привода гидронасоса) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам и на плаву до 80 и 10 км/ч соответственно. Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами обеспечивало размещение и транспортировку оборудования массой до 7200 кг, эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +500 до –400 С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +200 С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. БМ транспортировалась воздушным и железнодорожным транспортом.

СОЦ представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона с высокой степенью защиты от помех, которая решает задачи обнаружения воздушных целей и выдачи координат их местоположения. Стабилизированная в горизонтальной плоскости антенна вращается со скоростью 33 оборота в минуту и обеспечивает разведку воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 270 осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в один из трех положений (два нижних по 40 и один верхний 190). Ее возможности обеспечивали обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 м и 50 м соответственно.

Станция сопровождения целей (ССЦ) служит для поиска целей по данным СОЦ, их захвата на автосопровождение по угловым координатам и дальности и выдачи точных текущих координат цели на СРП. ССЦ обеспечивает захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) цели. Станция защищена от активных и пассивных помех.

четно-решающий прибор (СРП) при поступлении информации от ССЦ решает задачу встречи ЗУР с целью и вырабатывает данные для своевременного пуска ракеты.



Твердотопливная ЗУР 9М33 с радио командной системой наведения на цель выполнена по аэродинамической схеме «утка» со свободно вращающимся относительно ее продольной оси крыльевым блоком и двумя парами рулей. Она оснащена осколочной БЧ массой 15 кг, неконтактным радиовзрывателем (радиус срабатывания 5 м) и трассерами в хвостовой части для ее сопровождение телевизионно-оптическим визиром. В войска ЗУР поступала полностью боеготовой, не требовала дополнительных работ (кроме регламентной проверки) и предстартовой подготовки (рабочая частота бортовой аппаратуры устанавливалась при заряжании БМ), унифицирована с ЗУР корабельного ЗРК «Оса-М». Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществлялся с интервалом в 3-5 с между ними. При стрельбе по целям, действующим на высотах 50-100 м, ракета наводилась на них сверху вниз, что снижало ошибки наведения и исключало преждевременное срабатывание радиовзрывателя по отраженному от земли сигналу. При стартовой массе в 128 кг средняя скорость полета ЗУР составляла 500 м/с.

ТЗМ Т217Б обеспечивала транспортировку восьми ЗУР и заряжание ими БМ.



После принятия на вооружение ЗРК "Оса" сразу начались работы по модернизации с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (вариант «Оса-А»), а также по созданию комплекса с увеличенным до шести количеством ЗУР, размещенных на БМ в транспортно-пусковых контейнерах («Оса-К»). В 1973 г. разработка обоих вариантов была завершена и проведены их совместные заводские испытания. Последующие работы предусматривали установку на опытном образце боевой машины 9А33БМ нового антенно-пускового устройства для шести ракет 9М33М2 в ТПК. Модернизированный комплекс 9К33М2 в составе новой БМ 9А33БМ2 и ракеты 9М33М2 в 1975 г. был принят на вооружение.

ЗРК «Оса-АК» (9К33М2) имел ту же конфигурацию и состав (БМ 9А33БМ2, ЗУР с улучшенными характеристиками 9М33М2, ТЗМ, средства технического контроля и обслуживания), что и ЗРК «Оса».

Модернизированный ЗРК  «Оса-АК» от прототипа отличалсяь:

·          расширенной зоной поражения целей по дальности, высоте и параметру;

·          структурой СРП и возможностью наведения ЗУР на скоростную (до 500 м/с) и маневрирующую с перегрузкой до 8 ед. цель;

·          возможностью обстрела и поражения целей на догонных курсах, летящих со скоростью до 300 м/с;

·          повышенной защищенностью от воздействия радиоэлектронных помех, а также улучшенными условиями автосопровождения целей в пассивных помехах;

·          использованием новой элементной базы, позволившей уменьшить массогабаритные характеристики ряда блоков и мощность потребляемого ими электропитания, а также повысить общую надежность функционирования БМ;

·          усовершенствованным радиовзрывателем ЗУР, обеспечившим снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 м и возможность обстрела целей на этой высоте;

·          размещением ЗУР в ТПК и стартом непосредственно из него, что увеличило срок гарантийного использования ракеты до 5 лет и повысило ее радиационную стойкость.


 

Категория: ПВО и РВСН | Добавил: War (03.04.2012) |
Просмотров: 12339 | Теги: ЗРК, ПВО, оса | Рейтинг: 1.0/21


Похожие статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вы можете оставить коментарий к новости ЗРК Оса здесь,мы будем рады услышать ваше мнение.